Трощенко Ирина
Значимость проектирования деятельности педагога по формированию у детей дошкольного возраста представлений о профессиях
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация дошкольного образования способствовало решению
ряда задач воспитательной работы дошкольного образования, одной из
которых является формировать положительное отношение к труду и
первичное представление о труде взрослых, его роли в обществе и жизни
каждого человека.
В результате возникает значимость развивать интерес детей
дошкольного возраста к различным видам профессии. Это отражено в
образовательной области «Труд» в программе образования, воспитания и
Публикация «Значимость проектирования деятельности педагога по формированию у детей дошкольного возраста представлений о профессиях» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессии. Проекты
- Темочки
развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. В117
рамках которой детей знакомят с разнообразными профессиями взрослого.
В настоящее время в трудах ряда исследователей (М. А. Васильевой,
С. А. Козловой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Ростовецкой, Ю. В. Янатовской и др.)
указано необходимость введения детей в трудовую деятельность и
знакомство с профессиями в дошкольном возрасте. Однако поверхностно
представлена разработанность педагогических условий и средств
целенаправленного формирования у дошкольников представлений о
профессиях [1].
Так как с раннего возраста необходимо воспитывать инициативных
граждан социума, развивать их способности и возможности, а это возможно
через образовательные технологии направленные на формирование новой
системы ранней профессиональной ориентации, которая позволяет выявить
интересы, склонности детей к разным видам труда общества с целью к
профессиональной ориентации в будущем, а также развивать готовность к
работе, которая проходит своеобразные уровни трудового становления
личности.
Так дошкольный возраст является первоначальным уровнем трудового
становления человека, в этот период осуществляется приобщение детей к
житейскому труду, знакомству с трудом взрослых, уходом за растениями и
животными, созданием игрушек, формированию точки зрения в надобности
труда, осторожное отношении к его результатам [1].
В нашей образовательной организации на основе концепции единого
воспитания спроектирована деятельность педагога направленная на
профориентацию дошкольников. А именно организуется и проводиться
работа по ранней профориентации дошкольников с учетом ряда
педагогических факторов направленных на развитие представлений о
профессии, такие как: знакомить дошкольников с работой взрослых;
осуществлять коллективную работу детей и взрослых; проводить
развлекательную и игровую деятельность.
Проектирование деятельности педагога нами осуществляется при
соблюдении следующих условий:
- построить развивающую предметно-пространственную среду
ориентированную на формирование у дошкольника актуальных знаний
современных деятельностях (технической, исследовательской, проектной,
конструкторной);
- организовать пространство инициурующее трудовую деятельность
дошкольников, поддерживающее самостоятельность и активность в
разнообразных видах трудовой деятельности;
- использовать активные формы взаимодействия доу и семьи;
- организовать сетевое взаимодействие дошкольной образовательной
организации с другими заинтересованными партнерами;
- интегрирование образовательных областей ФГОС ДО в процессе
планирования содержания работы по профориентации.
В процессе реализации задач по ранней профориентации нами
целесообразно используется в образовательно-воспитательной работе118
многокомплексный подход, который подразумевает включение
дидактических, двигательных, двигательно-творческих игр, игровых
упражнений, бесед, чтение художественной литературы, художественной
деятельности, моделирование ситуации, экспериментальную деятельность,
просмотр фильмов и слайд-шоу и др. Данный подход позволяет всесторонне
раскрыть детям мир профессий.
Вся работа проводиться систематически, то есть в группах дошкольной
организации есть традиция один раз в неделю нами осуществляется
знакомство с профессией.
Реализация задач по ранней профориентации основано на создание
педагогических условий позволяющих реализовывать детьми свои интересы
и возможности в рамках доступных детям видов деятельности.
В процессе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых
используем элементы технологии проектирования, которое носит характер
сотрудничества. Так как дошкольник ещё не может самостоятельно найти
противоречия в окружающем, сформировать проблему, выбрать нужную
информацию.
Педагог проектирует деятельность по формированию у детей
представлений о профессии по таким направлениям, как:
- формировать активность детей в трудовой деятельности;
- интегрировать «я» дошкольника в реальные трудовые
взаимоотношения;
- индивидуализировать дошкольников в трудовую деятельность;
- организовывать досуговую деятельность детей в процессе
организации разнообразных видов детского труда.
В результате проектной деятельности по ранней профессиональной
ориентации нами используются элементы ТРИЗ, позволяющие: разрешить
противоречия; научить видеть окружающий мир во взаимосвязи всех его
элементов; обучить найти необходимый в конкретной ситуации резерв.
Использование ТРИЗ позволяет находить логический выход из любой
ситуации и грамотно решить проблемы многофункционального
использования предмет и явление.
Внедрение элементов ТРИЗ способствует обогащению круга
представлений у детей о профессиях, увеличивается словарный запас,
раскрываются творческие способности.
Также в рамках профориентационной работы с дошкольниками
используем информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
(компьютерные программы, игры, задания, презентации, учебные
мультфильмы) с целью повышения мотивации и индивидуализации усвоения
изучаемого материала, развития творческих способностей и создания
благоприятного эмоционального фона.
Использование элементов проектирования, ТРИЗ и ИКТ при
проектировании деятельности по ранней профориентации педагогами
позволяет увеличить скорость передачи информации детям, повысить
уровень усвоения. 119
Таким образом, формирование представлений у дошкольников о мире
профессий является необходимым процессом, который должен
координироваться педагогом, с использованием в своей деятельности все
возможности воспитательно-образовательного процесса, с учетом
возрастных и психофизических особенностей дошкольников.
Так как профориентация взаимосвязана, то дошкольный возраст
необходимо рассматривать как подготовительный, фундаментальный этап в
выборе профессии в будущем.
Список использованных источников:
1. Зиновьева А. А., Мазниченко М. А. Включение дошкольников в
пробную профессиональную деятельность как средство ранней
профориентации// СДО. 2020№5 (101). URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-doshkolnikov-v-probnuyuprofessionalnuyu-deyatelnost-kak-sredstvo-ranney-proforientatsii (дата
обращения 12.09.2023)