Холина Янина
Значимость музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЛИНЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"
ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое сообщение
Тема:
«Значимость музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влияние на музыкально-творческие способности обучающихся
в ДШИ»
Подготовила:
преподаватель первой квалификационной категории
Публикация «Значимость музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения» размещена в разделах
класса фольклорного искусства Холина Я. Л.
Линево 2021г.
Немецкий композитор и музыкальный педагог XIX века Карл Орф считал: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление. Маленький человек инстинктивно хочет творить, и надо ему помочь».
Культурные традиции, любого народа необходимо уважать и передавать, как драгоценность, из поколения в поколение. Как важно понимать во времена социальной нестабильности, что русский фольклор глубоко патриотичен. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях : семье, труде, уважения, любви к малой и большой Родине.
В своей педагогической деятельности я выделяю главную задачу – воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности.
Основными задачами являются:
- прививать любовь к родному краю, уважать традициям своего народа, уважать людей труда;
- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
- учить понимать роль семьи, свою роль в семье, воспитывать будущих хозяина, хозяйку, мужа, жену.
Все задачи можно более успешно осуществить через приобщение детей к народной культуре. Ведь фольклор – благодатная почва для воспитания и развития духовно-нравственных качеств в личности ребенка.
Учителя, как люди, формирующие будущее нашей страны посредством воспитания подрастающего поколения, должны осознавать необходимость привития учащимся четких ориентиров в отношении национальных традиций. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительное жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Очень важно вводить нужный фольклорный материал, как что-то естественное и всегда присущее традиции. Можно заниматься этим материалом не подолгу, но крайне важно обращаться к нему систематически, в идеале – на каждом уроке, пусть даже всего по несколько минут. Для детей очень важно, чтобы педагог постоянно связывал в своих рассказах и объяснениях прошлое и настоящее, чтобы показывал пути использования фольклорного материала в современных жизненных реалиях.
Пример – дети пришли на урок, за окном идет дождь, педагог предлагает спеть закличку, как это делали раньше, чтобы дождь перестал лить (вариант – солнцу, чтобы выглянуло). Даже если дети в это не вполне верят, закличку поют охотно, таким образом, хорошее настроение для начала урока уже создано. Подобных ситуаций можно, при желании, создать много, и они не отнимают много времени от урока.
Очень важным является тот факт, что эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства. Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим.
В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с другими детьми или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в себе. В тоже время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека. Формирование этой способности – одна из основных задач подготовки его к совместной жизни. Общение осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств: целой системой несловесных сигналов, внешних телесных движений. Это и мимика, жесты, интонации голоса, осанка и т. д. Всё вышеперечисленное – язык выразительных движений. Очень многим современным детям требуется специальное обучение общению. В раннем возрасте это очень успешно осуществляется через игру – главный институт воспитания и развития культуры школьника.
А. М. Горький писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой”.
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать радостные эмоции.
Главное назначение малых форм фольклора, с которыми знакомятся дети раннего возраста – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры.
Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек, прибауток, пестушек. С их помощью прививаем детям навыки правильной грамотной речи, эмоционально-окрашенной (“Ладушки”, “Сорока”, “Заинька”, и т. д.).
Песня – более сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус.
Жанр частушки очень любим детьми. Через частушку дети учатся понимать шутку, юмор.
Через сказку дети усваивают нравственные законы народа, примеры правильного и неправильного поведения человека.
Загадки очень любимы детьми. Они развивают мышление, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности.
Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в мир добра, радости, творчества. В результате своей работы мы видим, как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что мы имеем дело с таким явлением, как Фольклорная арттерапия.
Одно из главных направления фольклорной арт-терапии - Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.
Исполнение народной песни – это всегда эмоциональное высказывание. С помощью жеста, мимики, сочно произнесенного слова певец создает яркий образ, достигая взаимопонимания со слушателем.
Колыбельные – своим спокойным движением, мягкими переливами звуков мелодии словно ласкают, успокаивают. Ребята с удовольствием исполняют колыбельные, которые им пели родители в раннем возрасте.
Потешки. В них органично соединяются развлекательные и обучающие моменты. Поэтический и музыкальный склад этих песен предельно прост: напев образуется последовательностью одинаковых мелодических попевок в узком диапазоне.
Прибаутки – песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. В них непременно содержится обучающий элемент.
Музыкальные считалки – песни, предшествующие игре, основная функция которых – регламентировать ее проведение для установления роли участников игры или их очередности в игре.
Скороговорки – словесные игры детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций.
В календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы: солнцу, дождю, ветру, радуге, весне как к живым существам, они таят в себе отзвуки далеких языческих времен, древних традиций.
Приговорки – близки к закличкам, представляют собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Музыкально-ритмические движения
Способность чувствовать выразительность музыкального ритма и точно ее воспроизводить лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.
В песенном фольклоре существует немало жанров, исполнение которых связано с пластикой танца: хороводные, игровые, плясовые песни, у которых свой ритмический рисунок, а ритм является характерным признаком национального своеобразия танца. Танец воспринимается как действие, развитие которого диктует свои требования к лексике. Красота его выражается в гармонии движений.
Инструментальное музицирование и импровизация
Музицирование – занятие творческое и эмоциональное, всех объединяет увлеченность. В шумовом оркестре музыка создается в процессе активной коллективной работы. Дети учатся согласовывать свои действия на основе сотрудничества, вырабатывается собранность. Процесс создания музыки радует и раскрепощает; развивает слуховую память и восприятие, слух и внимание, мелкую моторику и скорость реакции, фантазию и наблюдательность к внешнему миру, творческое начало.
Способность и умение импровизировать еще одно условие творческого развития ребенка. Импровизация – особая форма художественного мышления. Успешность обучения музыкальной импровизации заключается в предварительном формировании умения фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях. В процессе занятий на материале русского музыкального фольклора у обучающихся формируется особое отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для творчества, вырабатываются навыки взаимодействия, обеспечивающие коллективно-распределительный характер элементарной импровизации.
Проблемно – поисковая деятельность
Создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления, познанию и творческой активности учащихся, дает возможность ученикам с разными уровнями развития реализовывать свои способности, затрачивая накопившуюся энергию с положительным эффектом.
Такие гармонические сочетания различных видов творческой деятельности открывают большие возможности: переключают внимание обучающихся с одного вида творчества на другой; снимают усталость, психофизические нагрузки; активизируют формы занятий, делают их более продуктивными. Кроме того, дети получают равные возможности для раскрытия своих способностей в том или ином виде творчества, пробуя свои силы.
Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Сила любой нации – в чувстве национальных, глубоких и сильных, корней. Воспитывая уважение и любовь к родной культуре через интонацию и слово, мы сможем вернуть нашим детям забытое ощущение гордости за родную культуру.
Список литературы:
1. “Народная культура и традиции” Косарева В. Н., Волгоград, издатель- ство “Учитель”, 2011.
2. “Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду” под ред. Ветлу- гиной Н. А., Казаковой Т. Г., М., 1989.
3. “Русский детский фольклор”, М. Н. Мельников, “Рус. яз. и лит. ” - М. : Просвещение, 1987.
4. «Дождик, дождик, перестань! Г. М. Науменко, Русское народное детское музыкальное творчество». - М., «Советский композитор», 1988.
5. «Жаворонушки», вып. 5. Сост. Г. М. Науменко. – М., «Советский композитор», 1988.
6. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть». Русский детский игровой фольклор. Книга для учителя и учащихся. Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. – М. «Просвещение», 1995.
7. Мы играем и поем. С. И. Пушкина. Инсценировки русских народных песен, игр, праздников. Библиотека журнала «Воспитание школьников», вып. 18. – М., «Школьная Пресса», 2001.
8. Традиционная культура и мир детства. Сост. Н. Н. Успенская. – Екатеринбург, 2008.