Аксентьева Ольга Александровна
Значимость дидактических игр в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
«Значимость использования дидактического материала по правильному произношению звуков родного языка»
(1 слайд) В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Недостатки звукопроизношения, восприятия звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на всестороннее развитие личности детей, их интеллекта.
Публикация «Значимость дидактических игр в логопедической работе» размещена в разделах
В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, я ставлю перед собой следующие задачи: (2 слайд)
• Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. • С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
• При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
• Логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.
Для решения всех задач речевого развития я использую дидактический материал. (3 слайд). Что такое дидактический материал? Это вид учебных наглядных пособий; особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.
Учитывая, что игра – ведущий вид деятельности для дошкольников, я максимально использую дидактические игры (4 слайд). Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. В зависимости от того в какой момент используется игра меняется и её значение : в начале занятия игра организует, заинтересовывает ребенка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. Принципы отбора игр для логопедических занятий : (5 слайд)
• Игра должна опираться на программный материал;
• Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);
• Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям;
• Пособия для игры должны быть внешне привлекательными;
• Условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.
Примеры дидактических игр для формирования правильного звукопроизношения:
• «Поезд», «Звуковой домик» (6 слайд)
• «По дорожке слов», «Сказочная азбука» (7 слайд)
• «Чудо – дерево Ель» (8 слайд)
• «Ребусы», «Составь слово по первым звукам» (9 слайд)
• «Звонкий - глухой» (10 слайд)
• «Подбери картинку» (11 слайд)
• «Фонетическая зарядка» (12 слайд)
• «Логопедическое лото» (13 слайд)
• «Домики для звуков» (14 слайд)
• «Рифмочки и нерифмушки», «Рыбаки» (15 слайд)
• «Картинная галерея», «Цепочка слов» (16 слайд)
• «Произнеси правильно» (17 слайд)
Примеры наглядно-демонстрационных пособий:
• «Энциклопедия развития и обучения дошкольников» А. С. Герасимовой, «Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой, «Альбом по развитию речи» В. С. Володиной, Н. И. Соколенко «Посмотри и назови», Резниченко Т. С. «Говорим правильно», «Автоматизация звука в игровых упражнениях» Л. А. Комаровой, «Уроки логопеда» Е. Косиновой, Светловой «Домашний логопед» и др. (18 – 19 слайд)
• «Логопедические игры», «95 игр с роботом Робиком» (20 слайд)
• Серия книг для логопеда (21 слайд)
• «Звуковые загадки» (22 слайд)
• Д/материал к артикуляционной гимнастике (23 слайд)
Итак, совокупность использования дидактического материала позволило мне добиться определенных положительных результатов в коррекции звукопроизношения. На начало сентября 2013 г. недостатки в произношении были у 25 дошкольников (100%, зачисленных на логопункт. В марте недостатки остались лишь у 8 дошкольников (32%). (24 слайд)