Получи документы

«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2

юлия малькова
«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

Игры, направленные на формирование фонематического восприятия

Упражнение №1.

Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чё тко произносит звукосочетания:

Баман паман банан банам; ваван даван баван ванан; альбом айбом аньбом авьбом; альпом альмом альном аблём; витамин митанин фитамин виталим; витанин митавин фитавин витаним; клетка къетка клетта тлетка; къекта квекта тлекта кветка.

Публикация «„Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова“ часть 2» размещена в разделах

Ребёнок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

Упражнение №2.

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак-бак-так, ток-тук-так, бык-бак-бок, дам-дом-дым, ком-дом-гном, моток-каток-поток, батон-бутон-бетон, будка-дудка-утка, нитка-ватка-ветка, клетка-плётка-плёнка, тыква-буква-будка.

Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

Упражнение №3.

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава-канава-какао-канава, ком-ком-кот-ком, утёнок-утёнок-утёнок-котёнок, будка-буква-будка-будка, винт-винт-бинт-винт, минута-монета-минута-минута, буфет-букет-буфет-буфет, билет-балет-балет-балет, дудка-будка-будка-будка.

Упражнение №4.

Из каждых четырёх названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальных 3:

Мак-бак-так-банан, сом-ком-индюк-дом, лимон-вагон-кот-бутон, мак-бак-веник-рак, совок-гном-венок-каток, пятка-ватка-лимон-кадка, ветка-диван-клетка-сетка, каток-дом-моток-поток, и т. п.

Упражнение №5.

Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов больше похоже четвё ртое:

Мак-дом-ветка (слова для сравнения : сетка, ком, бак, метка, клетка,

Совок-вагон-гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток,

Калитка-дом-каток (улитка, гном, платок, листок, ком).

При трудностях удержания в памяти трёх исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

Упражнение №6.

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Та-та-та, та-та-та, та-та-та; па-па-па, па-па-па, па-па-па; ка-ка-ка, ка-ка-ка, ка-ка-ка; фа-фа-фа, ва-ва-ва, ма-ма-ма; на-на-на, ба-ба-ба, га-га-га.

Упражнение №7.

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

Та-то-ту, ты-та-то, му-мы-ма, мо-ма-мы, ва-ву-во; ну-ны-на, но-на-ну, да-ды-до, ду-ды-да; бо-ба-бы, бу-бо-ба, па-пу-по, ку-ко-ка. И т. п.

Упражнение №8.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

Та-ка-па, ка-на-па, фа-ха-ка, ба-да-га, ма-на-ва, па-ка-та, га-ба-да, ка-фа-ха, ва-ма-на и т. д.

То же с гласными О, У, Ы.

Упражнение №9.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога :

па-ба, по-бо, пу-бу, пы-бы, та-да, ка-га, фа-ва, са-за, ша-жа

(То же с гласными О, У, Ы, затем по три слога :

Па-ба-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, та-да-та, да-та-да, ка-га-ка, га-ка-га, ва-фа-ва, фа-ва-фа, са-за-са.

Упражнение №10.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твёрдости.

Па-пя, ма-мя, ва-вя, по-пё, мо-мё, во-вё, пу-пю, му-мю, ву-вю, пы-пи, мы-ми, вы-ви, та-тя, ба-бя, да-дя, фа-фя, то-тё, бо-бё, до-дё, фо-фё, ту-тю, бу-бю, ду-дю, фу-фю, ты-ти, бы-би, ды-ди, фы-фи.

Упражнение №11.

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

Па-тпа, та-пта, фа-тфа, та-фта, ма-кма, на-фна, на-пна, ка-фка, ка-тка, ка-пка, та-кта, на-кна

То же с гласными О, У, Ы.

Упражнение №12.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

Пта-пто-пту-пты, кта-кто-кту-кты, фта-фто-фту-фты, тпа-тпо-тпу-тпы, тма-тмо-тму-тмы, кна-кно-кну-кны, фка-фко-фку-фкы, пна-пно-пну-пны и т. п.

Упражнение №13.

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

Пта-тпа, пка-кпа, фпа-пфа, кта-тка, фка-кфа, гда-дга, фта-тфа, хта-тха, вба-бва.

Примечание. Упражнение на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создаёт базу для коррекции этого нарушения речи.

Используемая литература :

1. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 1 Муниципальное учреждение «Психолого-социальный центр системы образования «НАДЕЖДА». ПРИЛОЖЕНИЕ «Использование дидактических.

Использование дидактических игр в работе учителя-логопеда «Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда». Цель: Создать благоприятные условия, стимулирующие процесс коррекции.

Использование наглядного материала и дидактических игр в работе по исправлению недостатков речи у дошкольников У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в себе Консультация. Тема: «Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в.

Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в себе Консультация. Тема: «Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в.

Использование элементов нетрадиционного рисования в работе с детьми со сложной структурой дефекта Наиболее эффективными, на мой взгляд, в работе с детьми со сложной структурой дефекта являются нетрадиционные приемы рисования, которые.

Комплекс игр для автоматизации звука [С], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Сидят совы на суку»Комплекс игр для автоматизации звука [С], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Сидят совы на суку» Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: шипящих, соноров и свистящих (кроме автоматизируемого.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. "Использование.

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематических процессов и успешного овладения грамотой «Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематических процессов – залог успешного овладения грамотой детьми старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2
Опубликовано: 1 мая 2017 в 17:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2» (включая файлы) размещена пользователем юлия малькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД