юлия малькова
«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Игры, направленные на формирование фонематического восприятия
Упражнение №1.
Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чё тко произносит звукосочетания:
Баман паман банан банам; ваван даван баван ванан; альбом айбом аньбом авьбом; альпом альмом альном аблём; витамин митанин фитамин виталим; витанин митавин фитавин витаним; клетка къетка клетта тлетка; къекта квекта тлекта кветка.
Публикация «„Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова“ часть 2» размещена в разделах
Ребёнок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
Упражнение №2.
Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак-бак-так, ток-тук-так, бык-бак-бок, дам-дом-дым, ком-дом-гном, моток-каток-поток, батон-бутон-бетон, будка-дудка-утка, нитка-ватка-ветка, клетка-плётка-плёнка, тыква-буква-будка.
Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Упражнение №3.
Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава-канава-какао-канава, ком-ком-кот-ком, утёнок-утёнок-утёнок-котёнок, будка-буква-будка-будка, винт-винт-бинт-винт, минута-монета-минута-минута, буфет-букет-буфет-буфет, билет-балет-балет-балет, дудка-будка-будка-будка.
Упражнение №4.
Из каждых четырёх названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальных 3:
Мак-бак-так-банан, сом-ком-индюк-дом, лимон-вагон-кот-бутон, мак-бак-веник-рак, совок-гном-венок-каток, пятка-ватка-лимон-кадка, ветка-диван-клетка-сетка, каток-дом-моток-поток, и т. п.
Упражнение №5.
Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов больше похоже четвё ртое:
Мак-дом-ветка (слова для сравнения : сетка, ком, бак, метка, клетка,
Совок-вагон-гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток,
Калитка-дом-каток (улитка, гном, платок, листок, ком).
При трудностях удержания в памяти трёх исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.
Упражнение №6.
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
Та-та-та, та-та-та, та-та-та; па-па-па, па-па-па, па-па-па; ка-ка-ка, ка-ка-ка, ка-ка-ка; фа-фа-фа, ва-ва-ва, ма-ма-ма; на-на-на, ба-ба-ба, га-га-га.
Упражнение №7.
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.
Та-то-ту, ты-та-то, му-мы-ма, мо-ма-мы, ва-ву-во; ну-ны-на, но-на-ну, да-ды-до, ду-ды-да; бо-ба-бы, бу-бо-ба, па-пу-по, ку-ко-ка. И т. п.
Упражнение №8.
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.
Та-ка-па, ка-на-па, фа-ха-ка, ба-да-га, ма-на-ва, па-ка-та, га-ба-да, ка-фа-ха, ва-ма-на и т. д.
То же с гласными О, У, Ы.
Упражнение №9.
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога :
па-ба, по-бо, пу-бу, пы-бы, та-да, ка-га, фа-ва, са-за, ша-жа
(То же с гласными О, У, Ы, затем по три слога :
Па-ба-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, та-да-та, да-та-да, ка-га-ка, га-ка-га, ва-фа-ва, фа-ва-фа, са-за-са.
Упражнение №10.
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твёрдости.
Па-пя, ма-мя, ва-вя, по-пё, мо-мё, во-вё, пу-пю, му-мю, ву-вю, пы-пи, мы-ми, вы-ви, та-тя, ба-бя, да-дя, фа-фя, то-тё, бо-бё, до-дё, фо-фё, ту-тю, бу-бю, ду-дю, фу-фю, ты-ти, бы-би, ды-ди, фы-фи.
Упражнение №11.
Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:
Па-тпа, та-пта, фа-тфа, та-фта, ма-кма, на-фна, на-пна, ка-фка, ка-тка, ка-пка, та-кта, на-кна
То же с гласными О, У, Ы.
Упражнение №12.
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
Пта-пто-пту-пты, кта-кто-кту-кты, фта-фто-фту-фты, тпа-тпо-тпу-тпы, тма-тмо-тму-тмы, кна-кно-кну-кны, фка-фко-фку-фкы, пна-пно-пну-пны и т. п.
Упражнение №13.
Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
Пта-тпа, пка-кпа, фпа-пфа, кта-тка, фка-кфа, гда-дга, фта-тфа, хта-тха, вба-бва.
Примечание. Упражнение на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создаёт базу для коррекции этого нарушения речи.
Используемая литература :
1. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.