Наталья Тищенко
Значение экспериментирования для развития способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Значение экспериментирования для развития
способностей детей.
Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей :
• важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях,
избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы;
• деятельность человека, его познавательные возможности.
Публикация «Значение экспериментирования для развития способностей детей» размещена в разделах
Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление познать окружающие предметы и явления. В эти годы ребёнок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в будущем. Установлено, что за первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь.
Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений — развивать у дошкольников устойчивую потребность в познании, потребность в учении или мотивацию учения. По данным статистики 80 % современных первоклассников не хотят учиться. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейших в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ. Для мотивации, прежде всего, необходима познавательная активность. Широкий кругозор, развитие познавательной и речевой деятельности, открытость и доброжелательное отношение к людям, осознание своего «я» в системе человеческих отношений, в мире — всё это показатели полноценного развития дошкольника.
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.
Цель работы. ее актуальность.
Цель работы: развитие познавательного интереса и исследовательской активности у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования — потеря притягательности процесса познания. В самой структуре образовательного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Передо мной встал вопрос о выборе эффективных форм взаимодействия. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А что, если попробовать задать вопросы, интересующие дошкольника, ему самому? Для того чтобы ответить ребенку, надо выяснить, что он уже знает, а что — еще нет. И не только что, но и как. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Чтобы обучение было интересным и увлекательным для детей, необходимы условия.
Условия развития интереса.
Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности:
• Создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данной деятельности у детей;
• Создание положительного отношения к предмету (дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно) и к деятельности — перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие;
• Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности;
• Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
Условия организации развития интереса ребенка заключены в следующем:
— повертеть в руках и «вывести закон»;
— опора на предыдущий опыт ребёнка;
— интегрированное обучение;
— работа в малых группах;
— активные формы обучения;
— поддержка положительных эмоций;
— развитие интеллекта;
— предоставление возможности порадоваться открытию.
Исследовательское обучение предполагает:
— ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
— предлагает возможные решения;
— проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
— делает выводы в соответствии с результатами проверки;
— применяет выводы к новым данным; делает обобщение.
Роль взрослого в этом процессе — стимулировать интерес ребенка к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.