Папки-передвижки

Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС

Айгуль Апешева
Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта.

Важным положением документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -_нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Новый документ позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей воспитательно- образовательной работы с детьми, осуществляемой на основе стандарта. Экологическое воспитание дошкольника в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение (на нее отводится более 60% учебного времени) или через парциальную программу, которая дополняет основную и может быть рассчитана на 40% учебного времени. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом : «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Природы в детском саду должно быть много, такой подход обусловлен рядом важных обстоятельств:

Публикация «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС» размещена в разделах

- природа является абсолютной ценностью высшего порядка;

-интенсивное переселение людей в города отрывает их от природы;

-большой урон нанесен санитарно-эпидемической службой (из групп детского сада удалены уголки природы);

Реализация программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в стандарте, осуществляется через особые структурные единицы-образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Рассмотрим, каким образом хорошо знакомая работниками детских садов авторская система экологического воспитания детей может быть реализована на практике через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области (С. Н. Николаева «Система экологического воспитания дошкольников», она же Юный эколог).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Которая включает такие разделы:

1. «Неживая природа-среда жизни растений, животных, человека», направлена на формирование элементарных представлений о мироздании, о солнечной системе, дети узнают свойства воды, воздуха, почвы, получаю знания о сезонных явлениях природы.

2. «Многообразие растений и их связь со средой обитания», это сведения о растениях, которые окружают ребенка, различные комнатные растения, их внешнее строение и функции органов.

3 «Многообразие животных и их связь со средой обитания», сведения о животных, обитателей уголка природы, разных диких животных, которые обитают в другой среде.

4 «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания», знания как и в каких условиях растут растения (из семени получается продукт, выращиваются животные (птицы выводят птенцов, а звери выкармливают детенышей).

5. «Жизнь растений и животных в сообществе», дети узнают о цепочках питания, кто что ест и кто кого ест, в природе нет ничего лишнего.

6. «Взаимодействие человека с природой», природа приносит пользу человеку (растения обогащают воздух кислородом, человек использует природу в хозяйстве (строим дом из дерева, отапливает дома углем и дровами, человек охраняет природу (красные книги).

Таким образом через область «Познавательное развитие» дети получают знания из области естествознания.

Образовательная область «Речевое развитие»

Познавая природу дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначения объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Рассматривая картины, на которых изображены животные, дети учатся повествованию, связной речи, понимать вопрос и точно отвечать на него, выстраивать логическую последовательность природных явлений и их событий (прилетела к кормушке птица, спросить детей, а что это за птица, зачем прилетела, почему может летать, зачем подкармливать птиц)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Выращивая растения, ухаживая вместе со взрослыми за обитателями уголка природы, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает в случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждают детей к художественно-творческой деятельности, в которой они осмысленно отображают свои переживания красоты.

Образовательная область «Физическое развитие»

Эта область также связана с экологическим воспитанием, но совершенно иным способом-через предметно-развивающую среду, в которой живут дети в детском саду.

Во ФГОС ДО подчеркивается : «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной доя реализации программы». Такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, детей и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной.

Кратко назовем и охарактеризуем «экологические пространства» в помещениях и на территории ДОУ, которые позволяют решить задачи, поставленные стандартом:

1. Групповой уголок природы

Аквариум с водными обитателями (аквариум надо вернуть в группы). Этот уголок находится в пространстве жизнедеятельности детей и взрослых и создает условия для постоянного контакта и взаимодействия с живыми существами.

2. Комната природы.

Она находится в отдельном помещении детского сада, в ней может содержаться большое разнообразие живых объектов : крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах.

3. Экологический музей.

Находится в отдельном помещении, содержит коллекции объектов неживой природы, макеты, панорамы природных ландшафтов и экосистем, географические карты, фотографии, рисунки и художественные произведения на тему природы. Музей может быть частью экологического кабинета или лаборатории.

Специально следует остановиться на озеленении внутреннего пространства детского сада: групп, коридоров, холлов, кабинетов. Напольные и настенные растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение.

На территории, окружающей детский сад, целесообразно создание следующих экологических пространств :

1. Общее хорошее озеленение и множество цветников;

2. Огород;

3. Птичий столб (специальный столб с кормушкой, водопоем и домиком для птиц, функционирует круглый год);

4. Уголок нетронутой природы (произрастание различных дикорастущих трав, кустарников);

5. Мини – ферма (домик с огороженным выгулом для содержания в теплый период года каких-либо сельскохозяйственных животных);

6. Экологическая тропинка (маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющие интересные природные объекты).

Комната природы, экологическая тропинка, мини-ферма, площадка природы, экологический музей могут служить местом для проведения различных мероприятий: родительских собраний, семинаров дошкольных специалистов, праздников с участием ветеранов и т. д.

Таким образом, эколого-развивающая среда- это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения программных воспитательно-образовательных результатов, определяемых стандартом.

Детский сад-это открытая социальная система, и чем больше она открыта для партнерства и внешних контактов с социумом, тем интенсивнее осуществляется ее собственное развитие.

Публикации по теме:

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Консультация «Формирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» .

Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ После внедрения ФГОС ДО в РППС произошли большие изменения. Всем педагогам.

Организация развивающей предметно-пространственой среды первой младшей группы в соответствии с ФГОС дошкольного образованияОрганизация развивающей предметно-пространственой среды первой младшей группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования В первой младшей группе № 1 создана развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая всем требованием ФГОС дошкольного образования:.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС ДО. Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность.

Организация развивающей среды во 2 младшей группе с учётом ФГОС Подготовила Марина Лидия Егоровна, воспитатель высшей квалификационной категории, МКАДОУ «Алые паруса», п. Воротынск, Калужской области.

Понятие и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника Одним из важнейших условий развития детей является предметно-развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание. Предметная.

Создание игровой интерактивной среды с учётом ФГОС дошкольного образования Создание игровой интерактивной среды с учётом ФГОС дошкольного образования. «Выживает не самый сильный, не самый умный, А тот, кто лучше.

Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации всегда был актуальным. Однако в последнее.

Создание развивающей игровой среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО В настоящее время образование становится качественно иным: оно ориентируется не столько на запрос государства, сколько на учет запросов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС
Опубликовано: 3 ноября 2017 в 11:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Апешева (УИ 1235002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД