Назакет Оруджева
Организация развивающей предметно-пространственой среды первой младшей группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В первой младшей группе № 1 создана развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая всем требованием ФГОС дошкольного образования: она содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Принимая во внимание особенности развития детей раннего возраста, характеристики ведущих видов деятельности (предметной и игровой, созданная среда удовлетворяет потребности воспитанников в познавательной, исследовательской, изобразительной, двигательной деятельности, экспериментировании, сюжетно-ролевой игре, в рамках которых обеспечивается интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных качеств и свойств личности, проявление творческой активности.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственой среды первой младшей группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2017
При создании развивающей предметно-пространственной среды учтен гендерный аспект воспитания: имеется большое количество игр, игровых пособий и игрушек, как для мальчиков, так и для девочек.
В группе создана уютная и комфортная обстановка, которая способствует всестороннему развитию детей.
При проектировании и создании развивающей предметно-пространственной среды были учтены следующие принципы:
• принцип целесообразности и рациональности – один из первых и наиболее важных, поскольку он создает атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми;
• принцип открытости и доступности. Он продиктован особенностями развития ребёнка раннего возраста, который ведет себя по принципу «вижу – действую»;
• соответствие развивающей среды возрасту детей и образовательной программе дошкольного образования;
• дифференциация компонентов развивающей среды с учетом гендерной социализации, обеспечивающая возможность развития сильных качеств мальчиков и девочек;
• функциональное зонирование пространства.
В первой младшей группе № 1 имеются следующие уголки:
Уголок сенсорики, в котором имеется:
• Пирамидка пластмассовая разной величины, в том числе напольные.
• Сборно-разборный кубик с различными элементами для сенсорного развития
• Деревянная игрушка с желобами для прокатывания шарика
• Деревянная игрушка с отверстиями для "забивания" молоточком и желобом для прокатывания шариков
• Деревянная двухсторонняя игрушка с втулками и молоточком для "забивания"
• Игрушка на колесах на палочке или с веревочкой
• Шнуровки-бусы
• Набор из объемных тел геометрических форм и основы со стержнями для сортировки
• Доски с вкладышами
• Комплект из стержней разной длины на единой основе и шариков для нанизывания и сортировки по цвету
• Деревянная основа с размещенными на ней неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним фигурными элементами
• Мозаика с крупногабаритной основой, образцами изображений и крупными фишками
Уголок для сюжетно-ролевых игр с куклами:
• Кукла в одежде разной величины
• Куклы-карапузы
• Комплекты одежды для кукол
• Коляски для кукол крупногабаритные, соразмерные росту ребенка
• Кукольная мебель
Уголок для сюжетно-ролевой игры «Больница»:
• Набор медицинских принадлежностей доктора
• Медицинская одежда (шапочка и накидка)
Уголок для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»:
• Игровой модуль-основа «Парикмахерская»
• Набор парикмахера
В уголке по обучению правилам дорожного движения имеется:
• Грузовые и легковые автомобили
• Служебные машинки различного назначения
• Иллюстрации с изображением транспортных средств и дорожных знаков
• Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора
• Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.)
• Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор»
Уголок природы:
• Детские лейки и инструмент по уходу за растениями
• Наборы фигурок «Дикие животные», «Домашние животные»
• Плакаты «Дикие животные», «Домашние животные»
• Лэпбуки «Золотая осень», «Дикие животные»
• Муляжи овощей и фруктов
• Коллекции природных материалов, собранные вместе с детьми (шишки, камни, ракушки)
• Экологические дидактические игры
Театральный уголок:
• Реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.
• Наборы кукол перчаточных по различным сюжетам
• Подставка для перчаточных кукол
• Ширма для кукольного театра настольная
Музыкальный уголок:
• Куклы-неваляшки
• Образные музыкальные «поющие» и «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
• Звучащая игрушка с различными извлекаемыми звуками, музыкальным оформлением и световым эффектом при вращении
• Игрушки-инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки
• Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты – погремушки, колокольчики, бубен, барабан
• Набор неозвученных образных инструментов – гармошка, дудочка, балалайка
• Музыкальные молоточки
• Бубенчики (русский народный музыкальный инструмент)
• Музыкально-дидактические игры: «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?», «Угадай на чем играю», «Кого разбудило солнышко?», «Где мои ребятки?», «Чудесный мешочек»
• Атрибуты музыкальным подвижным играм: «Догони нас мишка», «Кошка и котята», «Мячи» и т. д.
• Флажки, султанчики, платочки, яркие детские колечки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества
• Музыкальные картинки к песням
• Магнитофон и набор аудиозаписей
Книжный уголок:
• Книги, одинаковые по содержанию, но разные по оформлению (4–5 шт.)
• 2–3 экземпляра одинаковых книг
• Тематические книги (3-4 шт., книг разных литературных жанров
• (Издания яркие, с крупными иллюстрациями, знакомые детям)
• Нетрадиционные книги (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом)
• Набор сюжетных картинок
• Тематические альбомы «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д.
• Набор предметных картинок
Патриотический уголок:
• Папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Правила поведения в общественных местах».
• Фотографии группы
• Русские народные игрушки (матрешки)
• Альбом «Мы любим Россию»
• Портрет президента РФ
• Флаг РФ
Уголок для игр с песком и водой:
• Стол для экспериментирования с песком и водой
• Песок и сыпучие материалы (рис, чечевица, кукурузная крупа)
• Набор игрушек для игры с песком (ведерки, формочки для песка, лопатки, грабли, контейнеры, ложки, воронки, ковши, кастрюли и сковородки, игрушечные люди, фигурки животных, грузовые автомобили и т. д.)
• Лейки
• Лодка, кораблик
Уголок настольно-печатных игр:
• Картинки-половинки
• Домино
• Лото на тему "Предметы быта"
• Кубики складные из четырех частей
• Настольно-печатные игры для детей раннего возраста
Уголок рисования:
• Набор цветных карандашей (6 цветов)
• Набор фломастеров (6 цветов)
• Бумага для рисования
• Наборы штампов из пенорезины разной конфигурации
• Иллюстрации художников (Е. Рачев, В. Сутеев) к произведениям детской литературы
Физкультурный уголок:
• Массажная дорожка, мячи
• Роликовый массажер
• Обручи малые
• Мячи резиновые
• Атрибуты для подвижных игр
Уютный уголок
«Уютный уголок» — это четко ограниченное пространство с достаточным количеством мягких вещей, где дети могут отдыхать, мечтать, читать или спокойно играть.
Например, он может состоять из мягкого ковра с несколькими подушками, мягкого дивана или матраса с подушками.
Уютный уголок должен обеспечивать детей достаточным количеством мягких вещей. Это означает, что уютная мебель должна давать ребенку возможность полностью не ощущать твердости, присущей типичному помещению младшей группы. Один мягкий элемент обстановки не создает мягкого уголка. К примеру, маленький мягкий стул, кресло-мешок детского размера, несколько небольших мягких животных или угол с ковровым покрытием — каждого из этих предметов по отдельности недостаточно. Однако сочетание таких элементов обстановки можно назвать «уютным уголком».
Уютный уголок используется детьми и как места уединения - место, где один или два ребенка могут играть без вмешательства со стороны других детей и при этом находиться под наблюдением воспитателей.