Ольга Чистякова
Значение сюжетно — ролевой игры в развитии детей с ТНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.
Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова, владеет монологической и диалогической речью.
Иная картина наблюдается у дошкольников с ТНР.
Публикация «Значение сюжетно — ролевой игры в развитии детей с ТНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2022
Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, у некоторых детей речь почти отсутствует. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме свободно общаться с окружающими.
Для дошкольников с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.
Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений.
Адаптация таких детей к социальной жизни, развитие и коррекция у них различных характеристик речи является первостепенной задачей коррекционной педагогики.
Сюжетно-ролевая игра является одним из инструментов коррекции таких нарушений и обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи.
В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (гудок парохода, рев мотора) и голосам зверей (лай собаки, ржание лошади).
Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность.
В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.
Однако процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей с ТНР по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками отличается однообразием тематики, бедным содержанием игр, повторяющимися действиями, эпизодами, репликами.
Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер, ролевые диалоги бедные, односложные.
Роль педагога в сюжетно-ролевых играх с детьми данной категории заметно возрастает по сравнению с ролью педагога в коллективе детей с нормальным речевым развитием. Развивая игровую деятельность детей с ТНР, педагог, прежде всего, планирует задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривают возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений детей в контексте игры.
Кроме того, для компенсации речевых нарушений, необходимо:
- создание предметно-игровой среды,
- подбор методов и приемов обучения,
- индивидуальный подход к детям,
- совместная деятельность воспитателя и учителя - логопеда в процессе руководства игрой.
Опыт работы показывает, что дошкольники старшего возраста с ТНР с трудом овладевают навыками применения предметов – заменителей. Поэтому в сюжетно-ролевых играх детей с ТНР можно использовать только заменители тех предметов, которые хорошо знакомы детям.
Кроме того, предмет - заменитель должен иметь некоторое предметное сходство с заменяемым им предметом. Так, например, в ходе игры педагогу следует показать, что можно использовать палочку или карандаш вместо градусника, а кубик вместо мыла.
Данный факт ставит детей перед необходимостью переименовать предмет и сообщить об этом остальным. То есть в игре, кроме речи с определенной ролью, появляется речь с функцией согласования совместных действий.
Так как дети с ТНР предпочитают играть небольшими группами (по два – три человека, наиболее целесообразно организовывать игры, в которых участвуют все дети группы.
Например: “День рождения Маши”, где все дети танцуют и поют; “Автобус”, где все дети – пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, обсуждают; “Магазин игрушек”, где дети “купив” игрушку, затем играют с ней; причём получает её тот, кто вежливо попросит у продавца.
При этом в ходе сюжетно-ролевой игры воспитатель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для детей фиксирует их для себя, либо косвенно не нарушая ход игры, поправляет и комментирует.
Большую значимость приобретает умение воспитателя установить контакт с детьми, поскольку создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в игре - очень важный фактор.
В процессе игры воспитатель иногда берет на себя какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством взрослого. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять ход игры.
Необходимо учитывать, что дети данной категории быстро утомляются в игре: педагог, руководя игрой, переключает детей с одной деятельности на другую, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого.
Сюжетная – ролевая игра влияет на всестороннее развитие ребенка: через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает моральными ценностями, узнает, что такое хорошо и что такое плохо, усваивает социальный опыт.
В игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в самостоятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. Развиваются все психические процессы, особенно, воображение, внимание и образное мышление; в игре происходит нравственное развитие: ребенок учится уступать, сопереживать, сочувствовать сверстнику и взрослому; формируется ответственное отношение к выполняемой роли; развивается волевое поведение, умение подчинять свои желания игровому правилу. Развивается эмоционально – волевая сфера детей.
Сюжетно – ролевая игра — это не только обязательная принадлежность детства, но и средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР.