Галина Мордвинова
Значение словесных дидактических игр в умственном и речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение словесных дидактических игр
в умственном и речевом развитии детей».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Задача дошкольного воспитания – создавать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, чтобы в дальнейшем обеспечить его успешное обучение в школе. Именно с эти и связано введение федеральных государственных стандартов дошкольного образования, по которым мы работаем.
Публикация «Значение словесных дидактических игр в умственном и речевом развитии детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- Темочки
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделено пять областей, среди которых есть такое направление как речевое развитие. Эта область включает в себя овладение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, стоящая перед педагогом. Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность же умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Она требует использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Словесная игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.
Словесные игры младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умения считать, ориентироваться в пространстве, например: «У медведя во бору», «Солнечные зайчики», «Мыши» и т. д. В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать словесные игры для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей. В этих играх дети решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, отгадывают по описанию и по признакам сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, находят алогизмы в суждениях, придумывают рассказы с включением «небылиц», например: «Отгадай-ка», «Придумай небылицу» и т. д.
В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Словесные игры важны для подготовки детей к школе, так как требуют умения внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать его.
Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знание педагогом самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1977.- 95с.
2. А. Т. Арушанова «Речь и речевое общение детей».
3. Л. М. Козырева «Развитие речи детей 5-7 лет».
4. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи».