Папки-передвижки

Значение режиссерской игры в развитии нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Виктория Дергунова
Значение режиссерской игры в развитии нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В. А. Дергунова

Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 с. Бошняково

Углегорского городского округа Сахалинской области

Значение режиссерской игры в развитии нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Значение режиссерской игры в развитии нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Режиссерская, индивидуальная игра является важным видом деятельности, необходимым для становления и развития нравственных качеств детей, по мнению педагога А. С. Вылегжаниной. От ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Она способствует также развитию воображения, мышления, речи и других психических функций. Характерно, что ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как режиссер.

Педагог М. У. Кадырова отмечает, что режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля:

Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры.

Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет.

Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мезансцены, то есть представляет в пространстве кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене».

Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Режиссерскую игру, как утверждает Е. Г. Ксенофонтова, трудно увидеть со стороны:

- во-первых, она практически всегда индивидуальна;

- во-вторых, ребенок старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;

в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

Методист А. Е. Федотова утверждает, что сюжеты индивидуальных режиссерских игр отличаются разнообразием, сложностью и нестандартностью. Организуя режиссерскую игру, ребенок наделяет своих персонажей теми качествами, которые обладает он сам. Его герои могут быть добрыми, честными, самостоятельными, скромными, чуткими, вежливыми, заботливыми и т. д. Дети отображают в режиссерской игре отношения между людьми, способы поведения в разных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов.

Педагог Н. З. Митрофанова отмечает, что в развитой режиссерской игре ребенок одновременно и «актер», играющий разные роли, и «режиссер». Интересы «актера» и «режиссера» противонаправлены. «Режиссер» организует взаимодействие всех персонажей. Следовательно, режиссерское умение предполагает позицию (децентрацию). «Актер» же сосредоточен на своей роли, на одном персонаже. Но «актер» – исполнитель роли должен подчиниться воле «режиссера». Лишь постепенно, на протяжении дошкольного возраста «режиссеру» удается «ужиться» с «актером», «заставить» его учитывать замысел (позицию) «режиссера».

Процесс развития режиссерской игры состоит из двух основных линий, по мнению педагога М. Н. Морозовой.

Во-первых, режиссерская игра превращается в «действенное» фантазирование, когда ребенок играет один, выполняет сам все роли, развертывает сюжет в соответствии с собственным замыслом. В такой индивидуальной игре, например, по сказке дети очень часто уходят от канонического сюжета. Если в такую игру вмешивается взрослый, она легко распадается. Чтобы в наибольшей мере способствовать развитию воображения ребенка, его свободной фантазии, в группе детского сада следует создавать условия для уединения ребенка с соответствующими игрушками и атрибутами. Здесь он может разыграть сказочный сюжет совершенно свободно, так, как хочется ему.

Вторая линия развития режиссерской игры по сюжетам сказок требует прямого руководства со стороны взрослого.

В течение года воспитателю старшей группы предстоит решить две задачи, как утверждает Г. В. Синюкова.

Первая задача (на протяжении первого полугодия)«повернуть» ребенка от отождествления себя с персонажами сказки к рассмотрению действительности глазами того персонажа, который олицетворяет новый способ видения (новую позицию) – видение кукольника нравственных качеств персонажа, и наделение его ими.

Вторую задачу воспитатель выполняет на протяжении второго полугодия. Она состоит в том, чтобы ребенку помочь удержать его новый взгляд – взгляд кукольника – на протяжении всего спектакля. Воспитатель способствует тому, чтобы ребенок не был полностью поглощен самозабвенной игрой, когда он не замечет зрителей, деформирует сюжет сказки и не может сохранить эстетическую форму сказки (закончить представление).

Педагогическая ценность режиссёрских игр заключается, по мнению педагога Т. И. Пуховой, в следующем:

- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки, развивают нравственные качества;

- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки – необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;

- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Таким образом, режиссерские игры способствуют нравственному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки.

Список литературы

1. Вылегжанина А. С., Коломийченко Л. В. Режиссерская игра как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста : постановка проблемы исследования // Альманах научно-исследовательских работ студентов факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ. 2014. С. 25 – 29.

2. Кадырова М. У., Алимова Л. У. Игра – как средство нравственного развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Elibrary.ru : [сайт]. [2000]. URL : [сайт]. [2020]. URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_29675725_60819680.pdf ( дата обращения: 22.02.2020).

3. Ксенофонтова Е. Г. Формирование нравственных качеств у детей 5 – 6 лет посредством сюжетно-ролевых игр // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 16-2. С. 176 – 178.

4. Митрофанова Н. З. Сказка как средство нравственного воспитания // Ребенок в детском саду. 2009. № 2. С. 5. – 6.

5. Морозова О. Н. Игра как средство нравственного воспитания дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 6. С. 112 – 116.

6. Пухова Т. И. Режиссерская игра, или О пользе кукольных домиков // Игра и дети. 2012. № 3. С. 38 – 41.

7. Синюкова Г. В. Игры, развивающие представление ребенка о себе // Дошкольная педагогика. 2007. № 2. С. 14 – 18.

8. Федотова А. Е. Развитие у детей дошкольного возраста представлений о полярных моральных качествах – добре и зле [Электронный ресурс] // Школьная пресса: [сайт]. [2008]. URL : [сайт]. [2020]. URL : https://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=64938&SECTION_ID=678 ( дата обращения: 24.02.2020).

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение режиссерской игры в развитии нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2020 в 10:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение режиссерской игры в развитии нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Дергунова (УИ 1692963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД