Ирина Валерьевна Шалина
Значение развития эмоциональной сферы у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить
ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь
максимального эффекта. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира
- это характерный признак духовной жизни детской личности. Если бы ребенок
не воспринимал гармоничного единства окружающих вещей и явлений - цвета,
звуков, запахов, состояний, движений как красоты, являющейся неисчерпаемым
источником радости, полноты духовной жизни, мир его был бы хмурым и
неприветливым.
В настоящее время, на фоне прогрессивных изменений таких как активное
Публикация «Значение развития эмоциональной сферы у детей с ОНР» размещена в разделах
реформирование системы дошкольного образования, рост сетей альтернативных
дошкольных учреждений, появление новых программ дошкольного воспитания,
разработка оригинальных методических материалов, огромного внимания
уделяется интеллектуальному развитию, не всегда уделяется достаточное внимание развитию эмоциональной сферы ребенка. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец справедливо
указывали на то, что только согласованное функционирование этих двух систем, их
единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
К. Изард так же писал: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие,
мышление и действие».
В последние годы дети, замыкаясь на телевидении и компьютерах, стали
меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной
степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее
отзывчивыми к чувствам других. В процессе развития происходят изменения в
эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с
окружающими. Способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.
Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо
развивать. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной
сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных,
приоритетных задач воспитания. Поэтому работа, направленная на развитие
эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении
эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых, запрет на слезы (особенно для мальчиков, запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим, но он не должен преследовать исключительно интересы взрослых. Чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т. е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ ОНР
Детям с диагнозом общее недоразвитие речи свойственны : повышенная
возбудимость, даже 'агрессивность, двигательное беспокойство, неустойчивость и
истощаем ость нервных процессов или полная расторможенность. При затруднении
в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах
артикуляции, так и во всем теле. В разговоре или при ответе, чтобы помочь себе ребенок использует сопроводительные, навязчивые движения, теребит что-нибудь и
т. д. Наблюдается нарушение просадической стороны речи: темпа, ритма,
интонационной выразительности и т. д. У детей в основном наблюдается бедность,
сухость высказываний, речь не выразительна из-за маленького словарного запаса,
неумение вести диалоги. Мимика, жесты, пантомимика плохо развиты или не
развиты совсем. Многие дети закомплексованы, закрепощены. Очень бедная
эмоциональная сфера. А одна из задач логопедии предполагает, что коррекцию речи
необходимо про водить с коррекцией эмоциональной сферы, исправляя речь,
коррегируем мыслительные процессы.
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
Эмоциональную сферу нужно развивать. Распознание и передача эмоций
достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний,
определенный уровень развития. Чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции,
тем точнее он поймет состояние другого. При определении внутренних состояний
людей дети всегда обращают внимание на выражение лица, не придавая значения
пантомимике (позе, жестам). Это потому что дети имеют недостаточные
представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их
проявлениях. Развитию эмоциональной сферы поможет театральная деятельность.
Через театральную деятельность решаются такие задачи как: развитие эмпатии;
развитие всех сторон речи; развитие фантазии, творчества, импровизации,
инициативы; развитие мимики, пантомимики, жестов, актерских способностей,
развитие выразительных эмоциональных движений. Очень важно, что театральная
деятельность помогает в нравственном воспитании, в формировании детского
характера. Развивает умение отличать хорошее от плохого. Через театральную
деятельность дети знакомятся с такими моральными чертами характера, с которыми
сталкиваются с раннего детства (добрый - злой; трудолюбивый - ленивый;
аккуратный - неряха; щедрый - жадный; честный - лживый; смелый - трусливый и
т. д.).
Дети с удовольствием включаются, принимают участие во всех видах
театральной деятельности. Если определенные слова в песенке, стихотворение,
чистоговорке и т. д. Привести в движение, окрасить это движение различными
оттенками - дети тут же начинают фантазировать, творить, радоваться. В
театральных играх используется способность детей к творческому
перевоплощению. В инсценировках дети «артисты» учатся непринужденно говорить
и действовать. Любое созидательное действие - телодвижение, музицирование,
сочинение стихов, рисование, лепка или игра в слова - выражает чувства и
склонности ребенка и относится к сфере его личного творчества. Детям нравится
выполнять различные телодвижения в соответствии с несложным, но четким
ритмом. Считалки, загадки, песенки порождают в детях горячее желание хлопать,
топать, барабанить и выполнять разные ритмические движения. Самая любимая
процедура детей при игре : «Давай пред ставим что.» - это переодевание. Для этого
требуется лишь несколько старых платьев, а воображение ребенка в минуту
дорисует остальное. Любая поэзия, начиная с самых простейших колыбельных,
предназначена для того, чтобы ее произносили и слушали. Если, декламируя слегка
драматизировать ситуацию, в сердце ребенка пробуждаются чувства, а в его воображении - яркие образы, вызванные поэтическим произведением. Пантомима
развивает наблюдательность ребёнка. Вовлечь ребё нка в эту игру можно вопросом:
«Угадай, что я сейчас делаю?» ( простые действия: есть яблоко, причёсываться,
читать книгу; более сложные движения: накрывать на стол, гулять по песку;
характерные действия: вылезать из болота, как уродливая кикимора; удирать, как
лиса, уносящая петуха). Выразительными действиями не только определяется, но и
формируется чувственная сфера. С. Л. Рубинштейн сказал: «Выразительное
движение (или действие) не только выражает уже сформированные переживания,
но и само, включаясь, формирует его; также как, формируя свою мысль, мы тем
самым формируем наше чувство, выражая его».
Кукольный театр снимает у детей психическое напряжение, переносит
внимание с собственного «я» на другой объект - куклу. Дети с куклами би-ба-бо,
обыкновенными или сделанными самими разыгрывают различные сценки из жизни
семьи, домашних животных, лесных зверей: приветствуют друг друга, спрашивают
о здоровье и Т. Д. Особенно эти игры с куклой полезны робким и боязливым.
Главное, чтобы ребёнок не чувствовал, что его обучают, а занят был
интересной для него деятельностью, в которой создаются ситуации, требующие
самостоятельного решения. И главное, чтобы это был обоюдный интерес между
воспитателем и детьми. Важно глубоко понимать, чувствовать ребёнка, осознавать
необходимость опираться на его природу в процессе общения, воспитания и
обучения, т. е. индивидуальный подход. А опора на игру, художественно-игровой
образ, игровые мотивы помогут успешно решать основные педагогические задачи.
Все виды деятельности можно объединить единым сказочно-игровым
сюжетом, т. к. на одних занятиях дети «идут в лес, где встречаются с различными его
обитателями»; на других - «едут в деревню к бабушке»; «на ярмарку»; «в зоопарк»
и Т. Д., затем рисуют, лепят, создают аппликацию по своим впечатлениям. В ходе
таких путешествий дети встречаются и превращаются: то в зайцев, медведей, лис
(таких разных зимой и летом, больших и маленьких) и Т. Д. Иной раз дети остаются в
роли детей и для сказочных, игровых персонажей поют, танцуют, играют на
музыкальных инструментах. Путём широкого включения детей в игровое общение
организуется деятельность детей в соответствии с игровым образом, опираясь на его
образное мышление, его воображение, единства аффекта и интеллекта. Путешествие
по разным сказкам, путешествия на волшебном необычном транспорте, походы с
превращениями, встречи с необычными персонажами помогают разыгрыванию
различных сценок, импровизации диалогов, сочинению историй, сказок, бесед.
Включение пантомимики помогает ребёнку понять внутреннее состояние различных
героев и предметов, очеловечить их чувства. Всё это является своеобразным
тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и развития речи
ребёнка. Важно обращать внимание детей на нравственную сторону: всем вместе
выяснять, кто прав, кто виноват, что такое хорошо и что такое плохо, дать детям
понятия добра и зла, научить отличать прекрасное от безобразного, постигать
истинные глубины культуры, пробудить в детях добрые начала, развивать
коммуникативную культуру детей.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
РЕБЁНКА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работу по развитию эмоциональной сферы через театральную деятельность
можно проводить в четыре этапа:
I этап -создание эмоционально благоприятной атмосферы среди детей и
взрослых. Чтобы дети почувствовали, что наша группа - это их второй дом, их
здесь очень ждут, любят, заботятся, переживают вместе с ними, радуются их
успехам. Чтобы дети могли раскрепоститься, почувствовать свою ценность и
ценность каждого из окружающих.
В этот период очень важно узнать и понять каждого ребё нка: как он хочет
чтобы его называли, его любимая игрушка, игра, занятие, любимое блюдо, любимые
книжки, отношение его со сверстниками и взрослыми и т. д. По итогам диагностики
выделяются подгруппы детей, намечается индивидуальная работа. Подбираются
игры, упражнения, этюды на развитие эмпатии, слухового внимания и слуховой
памяти, зрительного внимания и памяти, на развитие общей и речевой моторики,
чтобы дети могли лучше узнать друг друга, подружиться. В этот период всю
речевую часть воспитатель берёт на себя, дети выполняют только движения.
II этап - знакомство с основными эмоциями : радость, грусть, удивление,
страх (старшая группа); интерес, отвращение, презрение, вина (подготовительная к
школе группа).
В это период проводятся беседы, направленные на знакомство с различными
эмоциями. Подбираются этюды, тренинги, игры, сценки на обыгрывание различных
эмоций и чувств. Рисуют эмоции после слушания музыкального произведения,
сказки, стихотворения и Т. Д. В течение дня обращается внимание детей на поступки,
эмоции свои и окружающих их детей, тем самым, закрепляя пройденный материал,
а также развивается внимательность к людям, привычки задумываться о себе, что
является непременным условием формирования личности.
III этап - знакомство с разными чертами характера такими как: добрый -
злой; смелый - трусливый; жадный - щедрый (старшая группа); трудолюбивый -
ленивый; аккуратный - неряха; честный - лживый (подготовительная к школе
группа).
В этот период подбираются литературные произведения, этюды, отрывки из
сказок, сценки из жизни, передающие различные черты характера. Проводится
большая работа по звукопроизношению, над выразительностью слога, слова,
предложения, над выразительностью каждого отдельного движения, жеста.
IV этап - самостоятельная театральная деятельность. В этот период дети
самостоятельно выбирают сценки, этюды, стихи, песенки, сказки. Показывают всё,
чему они научились: родителям, детям других групп, друг другу, куклам и Т. Д.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА
Важным условием реализации предлагаемой работы по развитию
эмоциональной сферы является личностно-ориентированное общение воспитателя и
музыкального руководителя с детьми, предполагающее доверительность,
взаимопонимание, сотрудничество и сотворчество. Педагоги не принуждают слепо
принимать свой образец, своё мышление, а советуют, подсказывают, напоминают,
чаще прибегают к косвенному воздействию на детей и игровому общению. А дети, испытав радость творчества, удовлетворение от результатов своей деятельности,
стремятся ещё и ещё раз пережить свои чувства, вернуться к ним. Накопление
творческих впечатлений, приобретение навыков импровизации, развитие творческой
активности дают детям возможность сочинять разнообразные этюды, сценки,
композиции танце, сказки. У детей развивается навык самооценки и самоанализа.
Детям создаётся естественная, свободная атмосфера, чтобы не подавить их
творческий поиск, заворожить их игрой, сказкой, поддерживать интерес к
театральной деятельности, стремление проявить в ней себя, свою индивидуальность.
Все особенности детей учитываются в процессе взаимодействия с ними. Работа
предполагает творческое взаимодействие воспитателей группы, музыкального и
физкультурного руководителя, руководителя изостудии, старшего воспитателя ради
главного участника - детей. Для развития детей в группе создан сказочный
театральный уголок. В нём имеется всё необходимое для театральной деятельности:
накидки настроений, костюмы, шапочки, маски, парики; разные виды театров:
плоскостной, би-ба-бо, кукольный, теневой, пальчиковый, магнитный; предметы для
сочинительского творчества, сказочный сундук, чудо-дерево, музыкальные
инструменты, фланелеграфы, ширма театральная, ширмочки, театр-телевизор,
«говорящее зеркало», музыкальная волшебная шкатулка и т. д. Кроме того, в группе
имеется игровой материал для развития эмоциональной сферы : набор пиктограмм,
трафареты эмоций, игры для сочинительства, подбор игр, этюдов на эмоции, на
узнавание черт характера, картинки для диалогов, домики с окошками для
коллективного рассказывания и т. д.
Работа по развитию эмоциональной сферы детей предусматривает системный
и комплексный подход, который заключается в следующем:
Включение элементов работы в разные виды деятельности в течение дня;
Введение в артикуляционную гимнастику упражнений на развитие дыхания,
силы и тембра голоса, ровность и устойчивость звука, чистоты и
выразительности речи;
Включение в утреннюю гимнастику специальных упражнений на развитие
общей моторики, на расслабление, мимических и пантомимических упражнений;
Проведение занятий в виде путешествий, походов, полётов, где имеют место
превращения, сочинительство, импровизация, диалоги, рисование эмоций;
Рисование на занятиях в изостудии предметов, героев сказок, картинок природы, которые в дальнейшем дети «оживляют», сочиняют рассказы, истории, диалоги, используют свои рисунки для декораций (деревья, дома, птицы и т. д.);
Включение в музыкальные и физкультурные занятия сказочных путешествий,
превращений в различных сказочных героев, поющих и танцующих предметов, передачи игрового образа в музыкально-ритмических движениях, передачи образа в пении с движением;
Передача игрового образа в слушании музыки, в рисовании, в аппликации, в
лепке;
Наблюдение в природе и передача наблюдаемых явлений в этюдах: падающие
осенние листочки, летящие; кошка, крадущаяся за птичкой; воробушки устроили банный день в лужице и др. ;
Включение в вечерний отрезок времени слушания литературных произведений,
рассуждений о хорошем и плохом, инсценирование небольших отрывков,
фантазирование, придумывание нового начала и конца произведения;
Включение в самостоятельной деятельности рисования, конструирования, лепки игровых образов, оживление, озвучивание этих образов, импровизация диалогов, движений, показ инсценировок друг другу или куклам.