Елена Пожидаева
Значение развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – это умение выполнять движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Эта область включает большое количество разных движений: от простых жестов до очень сложной деятельности.
Почему для детей очень важно развитие мелкой моторики рук?
Публикация «Значение развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем соответствующие отделы мозга, тем самым активизируя и соседние зоны, отвечающие за речь, память, внимание. Развитие мелкой моторики стимулирует зрительное и слуховое восприятие.
У детей с ОВЗ отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Поэтому в работе с детьми, следует использовать один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы — развитие мелкой моторики рук, которое непосредственно сопряжено с речевым, психическим и индивидуальным развитием детей. Дошкольникам с нарушениями сложно осуществлять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координированно. Проблемы особенного ребенка в значительной мере обусловлены недостатком или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения, поэтому основная помощь должна состоять в манипулировании руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и совместно рисуем или пишем, мнем разминаем пластилин или тесто. Многочисленные упражнения, сопряженные со мелкой моторикой, создаются непосредственно обучением детей сложным процессам линией манипулирования руками детей. Цель такого манипулирования — развитие кинестетической памяти и сознания. Ребенку с аутизмом нужно не просто показать, но научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма.
Развитие мелкой моторики происходит во время игр с мозаикой, кинетическим песком, упражнений с прищепками, рисование, аппликации.
Но на мой взгляд, лепка в большей степени, чем другие виды деятельности развивает и совершенствует владение движением своих рук.
Обучение детей с ОВЗ строится на основе тех же этапов, которые проходят и обычные дети, но с учетом индивидуальных особенностей развития. На первом этапе педагог, прежде всего, стремиться к установлению контакта с ребенком. Взрослый привлекает внимание к предметам ярких цветов, учит замечать цветные пятна, знакомит со свойствами пластилина, учит разминать его, это способствует сосредоточению внимания ребенка на ощущениях.
Совместная деятельность («рука в руке») позволяет сформировать у ребенка навыки применения простейших приемов лепки, расширить его представление об окружающем мире.
На занятиях по лепке решаются следующие задачи: формирование у детей интереса к процессу лепки; формирование умения проявлять положительные эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин, пластичная масса); знакомство с пластичными материалами – цветным тестом, пластилином и их свойствами (мягкие; их можно делить на части, мять, придавать различные формы); формирование умения соблюдать основные правила лепки (засучить рукава перед лепкой, лепить на дощечке, не разбрасывать материал, мыть руки после работы); формирование начальных представлений о поделках как об изображениях реальных предметов (мяч, кукла неваляшка, колобок, яблоко, шарик); формирование умения выполнять простые действия с пластичными материалами с помощью взрослого («рука в руке») – мять в руках, отщипывать маленькие кусочки от большого, соединять их в одно целое; формирование умения выполнять совместно с педагогом простые задания (раскатывать круговыми движениями, расплющивать пластический материал между ладонями и т. д.)
Как показала практика легче организовать детей для выполнения коллективной работы в лепке, чем в рисовании. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми: вначале дети работают рядом не замечая друг друга, постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом.
Во время занятия необходимо создать положительное эмоциональное отношение к лепке. Формировать желание играть с поделками. Ребёнок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет, дополняет. Основным инструментом в лепке является рука (обе руки, значит, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения технику лепки можно рассматривать, как наиболее доступную для самостоятельной деятельности. Отсюда можно сделать следующий вывод: обучение лепке является эффективным средством для развития мелкой моторики рук ребенка. Если в процессе занятий лепкой придерживаться системного подхода, использовать различные методы и приёмы, то развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет проходить более успешно.