МААМ-картинки

Значение развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Елена Пожидаева
Значение развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Мелкая моторикаэто умение выполнять движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Эта область включает большое количество разных движений: от простых жестов до очень сложной деятельности.

Почему для детей очень важно развитие мелкой моторики рук?

Публикация «Значение развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем соответствующие отделы мозга, тем самым активизируя и соседние зоны, отвечающие за речь, память, внимание. Развитие мелкой моторики стимулирует зрительное и слуховое восприятие.

У детей с ОВЗ отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Поэтому в работе с детьми, следует использовать один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы — развитие мелкой моторики рук, которое непосредственно сопряжено с речевым, психическим и индивидуальным развитием детей. Дошкольникам с нарушениями сложно осуществлять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координированно. Проблемы особенного ребенка в значительной мере обусловлены недостатком или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения, поэтому основная помощь должна состоять в манипулировании руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и совместно рисуем или пишем, мнем разминаем пластилин или тесто. Многочисленные упражнения, сопряженные со мелкой моторикой, создаются непосредственно обучением детей сложным процессам линией манипулирования руками детей. Цель такого манипулирования — развитие кинестетической памяти и сознания. Ребенку с аутизмом нужно не просто показать, но научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма.

Развитие мелкой моторики происходит во время игр с мозаикой, кинетическим песком, упражнений с прищепками, рисование, аппликации.

Но на мой взгляд, лепка в большей степени, чем другие виды деятельности развивает и совершенствует владение движением своих рук.

Обучение детей с ОВЗ строится на основе тех же этапов, которые проходят и обычные дети, но с учетом индивидуальных особенностей развития. На первом этапе педагог, прежде всего, стремиться к установлению контакта с ребенком. Взрослый привлекает внимание к предметам ярких цветов, учит замечать цветные пятна, знакомит со свойствами пластилина, учит разминать его, это способствует сосредоточению внимания ребенка на ощущениях.

Совместная деятельность («рука в руке») позволяет сформировать у ребенка навыки применения простейших приемов лепки, расширить его представление об окружающем мире.

На занятиях по лепке решаются следующие задачи: формирование у детей интереса к процессу лепки; формирование умения проявлять положительные эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин, пластичная масса); знакомство с пластичными материалами – цветным тестом, пластилином и их свойствами (мягкие; их можно делить на части, мять, придавать различные формы); формирование умения соблюдать основные правила лепки (засучить рукава перед лепкой, лепить на дощечке, не разбрасывать материал, мыть руки после работы); формирование начальных представлений о поделках как об изображениях реальных предметов (мяч, кукла неваляшка, колобок, яблоко, шарик); формирование умения выполнять простые действия с пластичными материалами с помощью взрослого («рука в руке») – мять в руках, отщипывать маленькие кусочки от большого, соединять их в одно целое; формирование умения выполнять совместно с педагогом простые задания (раскатывать круговыми движениями, расплющивать пластический материал между ладонями и т. д.)

Как показала практика легче организовать детей для выполнения коллективной работы в лепке, чем в рисовании. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми: вначале дети работают рядом не замечая друг друга, постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом.

Во время занятия необходимо создать положительное эмоциональное отношение к лепке. Формировать желание играть с поделками. Ребёнок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет, дополняет. Основным инструментом в лепке является рука (обе руки, значит, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения технику лепки можно рассматривать, как наиболее доступную для самостоятельной деятельности. Отсюда можно сделать следующий вывод: обучение лепке является эффективным средством для развития мелкой моторики рук ребенка. Если в процессе занятий лепкой придерживаться системного подхода, использовать различные методы и приёмы, то развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет проходить более успешно.

Публикации по теме:

Игра для развития мелкой моторики рук детей «Закрути гайки»Игра для развития мелкой моторики рук детей «Закрути гайки» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами игрой для развития мелкой моторики рук детей "Закрути гайки". Все мы знаем, что дошкольники копируют.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Книга для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗКнига для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗ Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
Опубликовано: 29 января 2020 в 10:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пожидаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД