Юлия Никулушкина
Рекомендации для родителей детей раннего возраста «Значение потешки в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Особое место среди средств малого фольклора занимают потешки – ритмичные поэтические произведения, которые многие столетия передавались от одного поколения к другому и постепенно приобрели содержание и форму, соответствующие законам детской эстетики и психики. Они представляют собой специфическую область народного творчества, объединяющую поэтическую и музыкальную составляющую, мир детей и мир взрослых. Потешки представляют собой игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, ножками т. п.). С их помощью осуществляются те эмоционально-тактильные контакты взрослого и ребенка, которых так не хватает современным детям.
Публикация «Рекомендации для родителей детей раннего возраста „Значение потешки в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Потешки для детей
- Потешки. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Адресованные детям потешки звучат, как ласковый мамин говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это делает их психологически близкими ребенку. В связи с этим использование потешек имеет особую значимость в первые дни пребывания ребенка в ДОУ, в период адаптации, когда маленький ребенок попадает в непривычную обстановку, скучает по дому, маме, не расположен к общению. Правильно подобранная потешка помогает ему справиться с негативными эмоциями, наладить контакт с педагогом, настроиться на эффективное взаимодействие и обучение.
Именно фольклорные песенки помогают наладить контакт с малышом, подзадорить, расшевелить или успокоить ребенка. Через эти жемчужины народного творчества активизируется непроизвольное слуховое внимание и формируется сознательный интерес к содержанию и героям произведений. В пропевании и исполнении детской народной песенки можно услышать и пение соловья, и полет жука над цветком, и мурлыканье котенка на солнышке.
При использовании песенок, потешек, колыбельных родитель способен «разбудить» базу сенсорных, речевых, эмоциональных и умственных навыков ребенка, так необходимых для дальнейшего развития.
Обладая лаконичной формой, фольклорный текст несет в себе много ценной информации в удобной для восприятия ребенка форме.
В век компьютерных технологий гаджеты появляются в руках ребенка едвали не раньше погремушки.
Однако стоит ли развитие речи и эмоционально-волевой сферы доверять электронным помощникам?
Они не могут заменить внимание и любовь близких и не смогут дать примеров общения, азов речевого развития.
Педагогическое воздействие фольклора не требует доказательств, так как оно прошло испытание временем.
Потешки учат ребенка видеть необычное в обычном слове, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный речевой опыт, словарный запас в нестандартных ситуациях. Кроме того, они способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга, удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми. Поэтому диапазон использования потешек крайне широк. Они таят в себе неисчерпаемые обучающие возможности, накопленные народом, прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.
Педагогический опыт использования потешек в ДОУ и в семье позволяет утверждать, что они играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В потешках, в так называемой поэзии пестования, закреплены исторически сложившиеся многообразные приемы воспитания и речевого развития ребенка для каждого периода его жизни. Они созданы на словарном материале, который хорошо знаком детям раннего возраста, близок их пониманию. Именно слова потешек доступны восприятию ребенка фактически с первых дней его жизни. Жанр потешек как бы вступает в игровые отношения с детьми.
Чем больше мелких и сложных движений выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения, соотносит их с содержанием. Они развивают речевые центры мозга ребенка, побуждают его к повторению сначала действий, а затем и словосочетаний, простых слов. Потешка призвана позабавить ребенка, соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще рассказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, неся ребенку необходимую словарную информацию.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение малого фольклора огромно, его не зря называют народной дидактикой.
Потешки дают возможность ребенку приобрести чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность речи. А еще помогают лучше понять окружающий мир и себя самого, знакомят с самыми первыми словами и понятиями. Они как бы организовывают день малыша, ведь самые важные и интересные моменты общения с крохой можно сопровождать потешками. Но важнее всего, пожалуй, та любовь и нежность, которую вкладывает мама в стихи и песенки, слова, вселяющие в малыша уверенность, что он любим и защищен.
Особое внимание надо обращать на эмоциональное чтение произведений народного творчества, т. к. ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Потешки не оставляют ни одного ребенка быть равнодушным, если их доброжелательно преподнести.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждает с раннего детства к познавательной активности. Развивает зрительное, слуховое восприятие, способствует созданию положительного эмоционального настроя. Помогает увеличить словарный запас, развивает память, внимание, воспитывает дружелюбие, сострадание, учит быть добрыми и ласковыми.
На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки. Простые, короткие потешки побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна детям. Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом стишка.
• Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже дети, которые отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
• Дневной сон для малыша просто необходим, а о ночном и говорить не приходится, он тем более нужен ребенку. Чтобы помочь быстрее уснуть, а после сна проснуться как можно спокойнее, можно использовать потешки.
• Некоторые дети не любят умываться, некоторые при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать потешки.
• Во время сборов на прогулку с потешками легче и веселее одеваться.
• У детей, как и у взрослых, бывает плохое настроение и хочется поплакать, бывает что они устали, или поссорились, можно приласкать их потешкой.
• Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают активизировать речь детей, побуждают их к высказываниям, повторению текстов, звукоподражанию голосом животного. Такие потешки учат добру, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим».
• Потешки помогают наблюдать за природныеми явлениями, любоваться ее красотой.
• Существуют потешки отражающие любовь к родине, дети познают быт, родственные связи.
• На улице с помощью потешек дети изучают окружающий мир и его явления.
• Используются потешки и при развитии у детей навыков самообслуживания и гигиены. Поощряется их стремление к самостоятельности, называние предметов одежды, обуви и читается соответствующая потешка, создавая у детей положительные эмоции.
• С помощью потешек также изучаются части тела.
Пробуждение, дневной или ночной сон, массаж, гигиенические процедуры, прием пищи, одевание или прогулки — это далеко не полный перечень того, где потешка придется к месту. С потешками малыш в спокойном и комфортном ритме учится говорить первые слова, делать уверенные шаги, кушать, умываться, расчесываться, гулять и танцевать.
Как же можно развивать кроху при помощи потешек? Очень просто! Играйте с ним почаще в веселые игры, а он сам почерпнет для себя все важное и необходимое. Многие подобные забавы вы прекрасно знаете. Это и «Ладушки», и «Сорока-ворона», и «Коза рогатая». Все это самые настоящие развивающие игры! Общаться и развиваться вместе с малышом.
Это «магия» слов и интонаций, помноженная на добрую энергию родительской любви. Вот и весь секрет. И научиться пользоваться этой магией совсем не сложно. Просто старайтесь получать от игр и общения с малышом взаимную радость и удовольствие.
Желаем Вам успехов в воспитании ребенка!