Татьяна Петрова
Значение понятий логопедия и ПМПК в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово, “пейдео” (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи», называется учителем-логопедом. В нашей ДОО, помимо воспитателей, физ. инструктора и музыкального руководителя, педагога-психолога с детьми с ТНР занимается учитель-логопед,
Публикация «Значение понятий логопедия и ПМПК в ДОО» размещена в разделах
Что означает понятие группа компенсирующей направленности для детей с ТНР? Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР - это группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей, зачисленных в эту группу психолого-медико-педагогической комиссией.
Какие дети попадают в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный.
ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов группы компенсирующей направленности отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.
А именно, работа с детьми проводится по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Родители (законные представители) с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция взрослых: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т. п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» На самом деле заключение специалистов — не приговор, а реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».
Что такое ПМПК?
ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР, ТНР и др.) и определение возможности или невозможности обучения и воспитания ребенка в общеобразовательной группе ДОО.
На обследование ПМПК направляют дошкольников в возрасте 4,5 – 6 лет потому, что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению и воспитанию в обычной группе или нет.
Наше СП направляет ребенка на комиссию с согласия родителей (законных представителей, когда педагоги считают, что ребенку необходимо обучаться в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Как проходит обследование на ПМПК?
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете (одной группе, где ребенок проходит сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог обязательно в присутствии родителя (законного представителя).
Все специалисты могут сидеть за одним столом, а ребенок сидит перед ними. Они задают вопросы и просят выполнить задания в соответствии с возрастом. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК не комфортна для ребенка. По времени обследование занимает примерно минут 30 - 40.
Подготовка ребенка к прохождению ПМПК
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.
Что спрашивают на ПМПК?
• Просят рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т. д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
• Просят рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях : больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т. д.).
• Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
• Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
• Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
o синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
o антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
o омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
• Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
• Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т. д., чувствах (усталость, радость).
• Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть мяч, встать на одну ногу и т. д.
То есть вполне обычные для ребенка предшкольного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.
Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторюсь, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Результаты ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должен ознакомиться родитель (законный представитель) под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
В заключении ПМПК будут содержаться рекомендации родителям:
• По какой программе ребенок продолжит обучение в ДОО;
• Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия: с учителем-логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психолога.
При заключении ПМПК, что ребенок нуждается в коррекционной помощи, с сентября нового учебного года, ребенок начинает обучение и воспитание в ДОО по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, т. е. посещает группу компенсирующей направленности для детей с ТНР.