Приложение МААМ

Значение полимодальной педагогической среды в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста

Наталия Стрижакова
Значение полимодальной педагогической среды в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

г. Армавир МБДОУ №20 воспитатель Стрижакова Н. А.

Проблема индивидуализации обучения, одна из центральных психо-лого-педагогических проблем, заключается не в решении вопроса о не-обходимости индивидуализации как таковой, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления. Уровень профессиональности педагога во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики учащихся - их способность воспринимать, запоминать, перерабатывать и использовать материал. Поиск путей и средств обучения должен происходить с учетом тех изменений в психической деятельности учащихся, которые вызваны педагогическим воздействием.

Публикация «Значение полимодальной педагогической среды в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В современной науке все большее значение придается изучению полимодальной педагогической среды, творчества и их взаимодействию. Однако вопрос творческой деятельности дошкольников с учетом влияния полимодальной педагогической среды, факторы, ее определяющие как в теоретическом, так и в практическом плане остаются малоизученными, что затрудняет разработку эффективных воздействий для ее дальнейшего развития. Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом, особенно ярко это проявляется в художественно-творческой деятельности.

Понятие полимодальная педагогическая среда вошла в научное употребление сравнительно недавно, и пока отсутствует в педагогических словарях и энциклопедиях.

Нами были сформулированы задачи для наиболее конкретного определения понятий полимодальной педагогической среды и о роли данной педагогической среды в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• проанализировать подходы к пониманию сущности полимодальной педагогической среды, имеющиеся в философских и психолого-педагогической литературе для определения основных составляющих понятий.

• изучить роль полимодальной педагогической среды в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Очень важную роль в современном дошкольном образовательном учреждении способствующую художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста играет предметно-развивающая и педагогическая среда. В работах Л. С. Новоселовой предметный компонент развивающей среды подробно описан. Она обосновывает понятие развивающей предметной среды как системы материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующих содержание его развития, духовного и физического. Огромный вклад в разработку проблем организации педагогической среды внесли Ж. -Ж. Руссо, Ф. Фребель, Д. Дьюи, М. Монтессори, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, Н. И. Иорданский и многие другие теоретики и практики образования.

В общем смысле, "среда" понимается как фактор влияния окружения на человека. Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека (Маркович, 1991). В приведенных определениях среды основной акцент сделан на такие понятия, как "условия", "влияния", "факторы", что говорит об активных воздействиях среды на пассивного человека.

Дж. Гибсон вводит категорию возможности, подчеркивая активное начало субъекта, осваивающего свою среду обитания [33]. Возможность по Гибсону представляет особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта, что является в равной мере как фактом среды, так и поведенческим фактом субъекта. Образовательная среда является сложной и многомерной моделью социальной реальности. Под образовательной средой (или средой образования) В. Я. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Исследователь подчеркивает, что "наличие в учебном заведении или в семье тех или иных развивающих пространственно-предметных элементов не является достоянием образовательной среды до тех пор, пока этот ресурс не будет функционально задействован".

С психолого-педагогической точки зрения, наиболее перспективно рассматривать предоставляемые средой возможности развития личности : чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие [190]. Личностно-ориентированная образовательная среда обеспечивает всем субъектам образовательного процесса комплекс возможностей: удовлетворения физиологических и социальных потребностей; в самостоятельном упорядочивании индивидуальной картины мира, в формировании гибких умений и навыков; удовлетворении и развитии потребности в самоактуализации и др. По А. Маслоу, процесс самоактуализации — это процесс постоянного саморазвития и практической реализации возможностей [98].

Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Такая система материальных объектов деятельности ребенка, которая способна функционально моделировать содержание развития его духовного и физического облика, по определению C.JT. Новоселовой, является развивающей предметной средой. Она включает следующие параметры — многофункциональность среды и объектов; трансформационные возможности предметно-пространственной среды; зонирование помещений; динамичность и широкий арсенал объектов [111].

Принципы организации предметно-пространственной среды выделены Т. И. Бабаевой, JI.M. Клариной, В. А. Петровским и др., они включают в себя активность; дистантность, обеспечивающую субъект-субъектную позицию при взаимодействии; самостоятельность; стабильность-динамичность; насыщенность; эмоциогенность; индивидуальную комфортность; сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытость-закрытость; учет половых и возрастных различий детей.

В. А. Ясвин, с позиций эколого-психологического подхода (Дж. Гибсона, вводит понятие развивающей образовательной среды — образовательной среды, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса [190, С. 221]. Качество такой образовательной среды может определяться способностью этой среды обеспечивать всем субъектам образовательного процесса (педагогам, родителям и учащимся) систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей, что создает соответствующую мотивацию их деятельностной активности. Трансформация этих потребностей в жизненные ценности стимулирует процесс личностного саморазвития личности.

Особенно велико влияние образовательной развивающей среды в раннем детстве, когда, по мнению В. Д. Шадрикова "не имея возможности побудить ребенка к действию словом. взрослый вынужден создавать условия, соответствующие потребностям ребенка в текущий момент жизни. В результате ребенок находится в условиях, когда его поведение строится на основе собственной мотивации. Это "золотое время" в развитии ребенка. Соединение мотивации и действия, направленного на ее удовлетворение, является необходимым условием научения" [179, С. 156].

Таким образом, развивающая среда может и должна обеспечивать органичный процесс преобразования первичных познавательных потребностей ребенка (через деятельностную и познавательную активность) в социогенные потребности - жизненные ценности (через социальную и духовную активность, которые начинают играть в развитии ребенка все большую роль в качестве источников внутренней мотивации. Такая среда, стимулирующая свободно проявляемую творческую активность субъекта и предоставляющая возможности для формирования внутренней мотивации субъекта ее освоения, является творчески развивающей.

Существуют различные подходы к рассмотрению структуры среды. Например, Г. А. Ковалев, включает в структуру образовательной среды - физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. В настоящее время многими отечественными психологами (A.A. Бодалев, С. Д. Дерябо, Т. М. Марютина, В. И. Панов, В. В. Рубцов и др.) подчеркивается перспективность эколого-психологического подхода к изучению взаимодействия среды и человека.

На основании эколого-психологического подхода В. А. Левин выделяет следующие компоненты образовательной среды : субъектов процесса, социальный, пространственно-предметный и технологический (психодидактический). Пространственно-предметный компонент включает педагогически целесообразно организованный комплекс развивающих стимулов; технологический - педагогически целесообразно организованную деятельность субъектов образовательного процесса; социальный компонент - педагогически целесообразно организованное развивающее межличностное взаимодействие субъектов, опосредующее воздействие на личность соответствующих стимулов и включение ее в соответствующую деятельность в контексте образовательного процесса

Исходя из наиболее интересных и научно обоснованных проектов организации развивающей среды и принципов творческоразвивающего обучения и воспитания, нами были сформулированы основные требования к построению среды как творчески развивающего пространства. Среда творческого развития включает в себя биологическую (от зачатия до рождения, образовательную среду (предметно-пространственный, технологический, социальный, творческий компоненты) и среду обитания ребенка вне образовательной среды (при условии ее развивающей направленности). Где творческий компонент содержит в себе педагогически целесообразно организованный комплекс средств стимулирования творческой активности ребенка.

В нашем понимании, творческоразвивающая среда - это демократичная среда саморазвития, развития, реализации потенциальных возможностей и взаимообогащения каждого субъекта, в которой созданы все педагогические, экологические, социальные и технологические условия для стимулирования творческой активности, личностной свободы и мотивации. Педагогическая среда - педагогическая организация социальной среды, окружающей воспитанника, когда она выступает объектом целенаправленного влияния общества, государства, их институтов и органов; проявление среды как объекта воспитания, располагающего существенными воспитательными потенциалами и каналами, способами, методами их практической реализации. Понятие введено С. Т. Шацким.

Следовательно, педагогическая среда составляет то воспитательное пространство, в котором осуществляется педагогически (т. е. целесообразно) организованное развитие личности.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Понятие «предметно-игровая среда» рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, окружающей ребенка, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий его деятельность.

Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса.

Среда развития ребенка в детском саду — важный компонент дошкольного образования. И. А. Липчанская считает, что непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая реализует ряд принципов.

Уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:

• разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;

• включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;

• предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием»);

• резерв свободного места и времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате);

• возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;

• определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов согласно росту;

• универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;

• учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию нового.

Автор книги о развитии детей до 5 лет П. Лич отмечает, что позиция взрослого при организации окружающей среды заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, удовлетворять его потребности и желания. «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он — экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием — это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость» [25].

Уважение мнения и личностной позиции заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как понимание, признание личности ребенка, способность взрослого стать на его позицию и др. Этот принцип находит свое отражение в следующих идеях:

• невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не обращается за помощью или не вступает в контакт;

• создание в детском саду такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что педагог принимает и любит его таким, каков он есть;

• отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка;

• представление о том, что у детей есть права и обязанности, которые никто не вправе нарушить.

Активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Среда развития должна побуждать к двигательной активности, создавать благоприятные условия для осуществления разнообразной по форме и интенсивности подвижной деятельности. Предметно-пространственная среда в ДОУ обеспечивает возможность создания непересекающихся сфер активности детей. Это позволяет дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу [34].

Воспитательная функция реализуется в том случае, если на каждом возрастном этапе педагог стимулирует адекватную данному периоду детства творческую активность. Среди разнообразных способов стимулирования последней, возможно выделить такие, которые максимально отвечают законам развития творчества в дошкольном возрасте :

• обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника;

• поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;

• создание условий для реализации творческих идей на практике;

• использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;

• использование личного примера творческого решения проблем;

• создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей.

Учет возрастных особенностей подразумевает выявление специфических признаков в содержании предметно-развивающей среды и отличительных признаков в ее организации. Так, для детей третьего года жизни необходимо освобожденное, достаточно большое пространство. Они особенно активно играют на полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек. Самой насыщенной зоной для них является поверхность стен на высоте 75—100 см от пола и сам пол.

Для детей четвертого года жизни важны сюжетно-ролевые игры с ярко выраженными функциональными особенностями атрибутов. Важно наполнять предметную среду динамичной игрушкой, у которой что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться и т. д. Достаточно большой объем составляют предметы и атрибуты, обозначающие внешние знаковые роли: рули, шлемы, бинокли, кухонная утварь, медицинское оборудование и т. п.

На пятом году жизни активно развивается потребность в игре и в общении со сверстниками, что требует перестройки развивающей среды, создания рекреаций, ниш для уединения малых групп, конструирования своего игрового мира в пределах замкнутого пространства. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием используют места уединения, рассчитанные на микро-группу из двух-трех детей.

Для старших дошкольников свойственны режиссерские игры с комбинированными сюжетами, следовательно, актуальным становится моделирование полифункционального пространства (театрально-музыкальный и литературный уголки, создание многоуровневых игровых комплексов с целью развития познавательных, игровых, двигательных, коммуникативных, творческих и иных потребностей.

Детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития : физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия. Таким образом, реализация потенциала каждого воспитанника, развития его способностей, творчества происходит путем использования инновационных технологий, методик, приемов при интеграции базисной и вариативных программ невозможно без комплексной передачи и восприятия информации.

Разумеется, что информация является одним из основных звеньев между ребенком и воспитателем. Следовательно, каким способом педагог передаст, а ребенок воспримет информацию и будет определяющим методом обучения и развития.

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает полимодальное восприятие. Полимодальное восприятие – это целостная система представлений индивида об окружающей действительности (о предметном мире и социальной среде, о себе, собственной активности и деятельности.

Отечественные и зарубежные исследования в области педагогики и психологии определили ведущие модальности восприятия и переработки информации: визуальная модальность, аудиальная модальность, кинестетическая модальность, либо все в комплексе, то есть полимодальное восприятие информации. Полимодальные методы обучения – аудиовизуальные, визуально-кинестетические, аудиально-кинестетические, аудиовизуально-кинестетические не только формируют различные виды художественно-творческой деятельности : слушание, восприятие, исполнительство, изобразительное творчество, но и создают условия для индивидуально-творческого, и личностного развития учащихся.

Все дети воспринимают, запоминают и усваивают материал по-разному. Некоторые дети, с интересом прислушиваются к звукам, им важно, что они слышат (аудиалы, кому-то необходимо чувствовать, двигаться под музыку, трогать руками, ощущать (кинестетики, другие дети воспринимают зрительные образы, запоминая, рисуют под музыку (визуалы).

Все дети - разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки, не-обычные предметы. Для первого (аудиала) важно то, что он слышит, для второго (кинестетика) - то, что он чувствует, для третьего (визуала) главной оказывается зрительная информация. Эти особенности влияют не только на поведение ребенка, но и на восприятие им учебного материала. Конечно же, ребенок воспринимает мир всеми пятью чувствами, однако, сталкиваясь с новой информацией, он часто прибегает к какой-то одной, наиболее удобной для него модели восприятия, которая назы вается доминантной или ведущей модальностью восприятия. Именно аудиальная, визуальная и кинестетическая модальности восприятия в наибольшей степени оказывают влияние на процесс обучения ребенка. Остальные сенсорные модальности - обоняние и вкус - суть редко применяемые способы получения информации о мире.

До сих пор вопрос о природе ведущей модальности остается открытым. Лежит ли в основе этого явления природная предрасположенность? Либо это является следствием особенностей воспитания и доминирующих способов освоения окружающего мира в раннем детстве?

Отечественные и зарубежные исследования [1-4] подтверждают тот факт, что обучение эффективно тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Если способ подачи информации, выбранный педагогом, совпадает с ведущей модальностью ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает. Если же педагог переключается с ведущей модальности на другую, ребенок вынужден транслировать информацию в свою модальность, что требует временного отключения от реальности - в этот момент ученик не слышит педагога. В результате в полученной информации образуется серия пробе-лов.

Конечно, ребенок воспринимает мир всеми чувствами, однако сталкиваясь с новой информацией, часто использует ведущую модальность восприятия. Именно аудиальная, визуальная и кинестетическая модальности восприятия в наибольшей степени оказывают влияние на процесс обучения ребенка. И поиск путей и средств обучения должен происходить с учетом особенностей каждого ребенка. Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что обучение эффективно тогда, когда происходит с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Если способ передачи информации совпадает с ведущей модальностью ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает.

Таким образом, мы приходим к выводу:

полимодальная педагогическая среда – это среда, включающая в себя содержание образования, дидактические процессы, в ходе которых происходит, изложение материала на визуальном, аудиальном и кинестетическом каналах. Наиболее важным условием эффективности данной среды является полимодальная речь педагога (использование специальных предикатов). (Предикат – это языковое выражение, обозначающее какое-то свойство или отношение. Предикат, указывающий на свойство отдельного предмета напр., «быть зеленым»). Так же учет разных репрезентативных систем, правополушарный и левополушарный подход, позитивное общение и якорение ( связывание внутреннего состояния с внешним эмоционально нейтральным стимулом: прикосновением, звуком, жестом, обмен стратегиями, поддержание индивидуальной и групповой работой;

• в условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение полимодальной педагогической среды в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2020 в 01:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение полимодальной педагогической среды в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Стрижакова (УИ 57709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД