Инна Ткачук
Значение пластилинографии для всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение пластилинографии в развитии дошкольников.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи и появлению данной тенденции способствует ряд причин:
Можно выделить несколько причин речевых нарушений:
1. Генетические, хронические заболевания родителей, работа на вредном производстве.
2. Ухудшение экологической ситуации, качества продуктов.
3. Влияние гаджетов.
4. Недостаточное общение с близкими людьми, билингвизм в семье.
Публикация «Значение пластилинографии для всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
5. Перенесённые заболевания, серьёзные травмы ребёнка впервые годы жизни, недоношенность, которая часто встречается.
6. Неправильное ведение родов, травматизация.
Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется в возрасте до 3-х лет. Я, работая воспитателем в ДОУ, постоянно наблюдаю таких детей.
Из работ М. М. Кольцовой, ясно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечала, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга, которую необходимо развивать.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
В своей практической деятельности, применяю разнообразные виды работ по развитию, как общей моторике, так и мелкой моторики пальцев рук, начиная с показа «правильного захвата инструмента (ложки, карандаша). Провожу логоритмические упражнения и пальчиковую гимнастику. Практикую, выполнение детьми различных занимательных заданий на развитие графо моторных умений. В ходе НОД часто использую работу с раскрасками, соответствующими теме занятий.
Являясь приверженцем изобразительной деятельности, провожу занятия по лепке. Часто с детьми работаю в технике пластилинография. Чтобы ребенок мог хорошо рисовать, он должен обладать определенными техническими навыками и умениями и определенное видение мира, а это, к сожалению, не всем дано.
Рисовать можно не только карандашами, красками, но и пластилином.
Считаю эту технику наиболее удачной деятельностью в лепке, т. к. данный вид работы, предусматривает успешность ребенка, т. к. ему не требуется самостоятельно создавать изображение объекта, необходимо растянуть пластилин в пределах изображенного контура. Этот факт уже «спасает» ребенка от создания неудачного или не достоверного изображения объекта. Вдохновленный ребенок, начинает чувствовать в себе силы и дальше создавать изображения в этой технике.
В своей практике, начинала работу в технике пластилинография с самых простых изображений, с самых простых форм. С детьми 2,5 лет, начинали изображать мячики, солнышко, колобка и работа постепенно усложнялась. Сейчас занимаюсь с детьми старшего дошкольного возраста и мы уже декорируем Новогодние елочки блестящими пайетками, которые, помимо развития мелкой моторики, развивают чувство ритма, создаем масштабные, коллективные изображения. Пластилинография способствует развитию пластике рук и пальцев, развивает согласованность в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, творческих способностей. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. В ходе занятий в технике пластилинография, у детей развивается усидчивость и аккуратность в работе, развивается ориентировка в пространстве.