Литвинская Маргарита Сергеевна
Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ Детский сад №60
Адмиралтейского района г. Санкт - Петербурга
Воспитатель подгогтовительной группы
Литвинская Маргарита Сергеевна
Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников
Важнейшим периодом в жизни ребенка является детство, а следовательно и игра, которая является комфортным проживанием этого периода. Без игры нет, и не может быть детства вообще.
Публикация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Но сегодня я поведу разговор о значении пальчиковых игр. Для развития речи ребенка пальчиковые игры имеют огромное, если не решающее значение. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно – коррекционные мероприятия в данном направлении.
Наблюдая за развитием ребенка с первых месяцев жизни, понимаем, что чем раньше в семье начинают с ребенком играть, тем быстрее он развивается.
Малыш в кроватке видит склонившуюся над ним улыбающуюся маму, которая, перебирая пальчики ручки малыша, ласково произносит потешки. Этот успокаивающий, ласковый голос, ласковые движения рук мамы положительно действуют на малыша и он улыбается или заливается смехом, а ручками и ножками начинает весело двигать, издавая веселые звуки. Такие игры благотворно действуют на самочувствие малыша, на его настроение, на его развитие. Проводя игру «Сорока – ворона кашку варила…» мама своим пальцем нежно водит по ладошке малыша. Что является нежным массажиком, также и пальчики, массируются нежно мамиными пальцами. Разминание и поглаживание пальчиков ребенка надо проводить ежедневно в течение 2-3 минут. Это способствует быстрейшему развитию речи ребенка. Совсем маленький ребенок, наблюдая за подвешенной игрушкой, а в дальнейшем, играя ею, начинает издавать отдельные радостные звуки. И здесь очень большое значение имеют пальчиковые игры. И путем тренировки пальчиков ручек стимулируется речевое развитие детей. Начиная тренировку пальчиков ручек ребенка уже с 6-7 месяцев, усложняя их соответственно возрасту, проводят их на протяжении всего дошкольного возраста, а в некоторых случаях даже в младших классах. Уже с 10-месячного возраста проводят более активные упражнения для пальчиков рук, здесь вовлекаются в игру все пальчики с большей амплитудой.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Это может быть «Сорока – белобока…» или измененный вариант этой потешки: «Этому не дала: ты воду не носил…». Предлагается детям разгибать и загибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать еще разные измененные потешки. Эти игры можно проводить и без слов. Они постепенно усложняются. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию ребенка. В игре ребенок переживает эмоции, соответствующие сюжету игры и особенно радость, в условиях которой развитие ребенка идет более интенсивно и успешно.
На основе обследования большого количества детей была выявлена закономерность, что речевое развитие зависит от развития движений пальцев. У детей в ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Таким образом, ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Вечно занятые родители в наше время часто не придают значения таким играм – занятиям, не задумываются об этом, и пускают процесс развития речи и ребенка в целом на самотёк. Дома ребёнок даже маленький проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж играми, которых у многих в изобилии должен заниматься сам. Вот и получается, что с речью ребёнка, а бывает, что и с общим развитием к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Сегодня многие родители полагаются в решении проблемы только на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Уровень речевого развития многих современных дошкольников, как показывает сегодняшняя реальность, не соответствует возрастной норме и вызывает серьезные опасения у специалистов, педагогов и родителей. Соответственно, мы не снимая с себя ответственности за развитие и коррекции, при необходимости, мы активно включаем в работу пальчиковые игры. Эти игры проводим со словами и без слов. Это могу быть, начиная с 1,5 – годовалого возраста игры шнуровки, игры застежки. Это и застегивание и расстегивание пуговиц, и завязывание и развязывание шнурков. Хорошо тренируют пальчики нанизывание бус на шнурок. И, конечно же, интересны игры просто с пальцами.
«Корни деревьев» - опущены вниз растопыренные пальцы, сплетенных кистей рук.
«Человечек» - «бегающие» по столу указательный и средний пальцы.
«Слоненок» - здесь уже «идут» по столу указательный и безымянный пальцы, а средний изогнут в виде хобота.
«Пальчики здороваются» - кончиком большого пальца со всеми остальными.
Нужно вовлекать в работу все пальчики руки ребенка. Эти игры можно легко проводить как в условиях дошкольного учреждения, так и в домашних условиях с родителями, что мы им и рекомендуем. Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Главное требование: в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, изображают различных диких и домашних животных. Благодаря детскому
фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста. А игры детей и родителей с использованием потешек, прибауток, приговорок и др. жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.
Нужно добиваться, чтобы ребенок выполнял упражнения легко, без напряжения, чтобы это занятие приносило ему радость.
Можно из пальцев изображать различные фигурки животных, сказочные персонажи, придумывая и рассказывая сказки. Можно использовать также знакомые рассказики или сказки. Пальчиковые игры используются и в театрализованных играх, что очень интересно детям, принимается с восторгом в любом возрасте. В играх хорошо развивается диалогическая речь. Но игра перестает быть игрой при отсутствии абсолютной добровольности. Игрой можно увлечь, но заставить играть нельзя. Она должна быть интересна детям.
Хочется отметить, что пальчиковых игр очень много. Среди них хочется отметить:
- игры с указательным пальцем (где указательные пальцы могут использоваться как предметы – заместители).
- игры с кубиками (для поддержания эмоционального контакта, интереса к игровому взаимодействию).
- Игры с природным и бросовым материалом (Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать)
- игры с бумагой (Кукол рисую, потом вырезаю. С ними в театр интересно играю. Нравится маме театр бумажный. Ловкие руки - как это важно)
- игры с пластилином (Из пластилина овощи, из пластилина буквы.
Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.)
- игры со счетными палочками или спичками (можно сложить фигурку, букву, цифру, осваивая счет, чтение)
- игры с нитками или тесьмой (разное плетение) и другие.
Все перечисленные выше игры предназначены для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка. Разнообразные по форме и содержанию игры и игровые упражнения развивают память, воображение ребенка, расширяют его кругозор, пополняют знания, развивают творческую фантазию. Эти игры очень помогут ему при подготовке к школе, а в дальнейшем при обучении в школе.