Острась Наталья Ефимовна
Значение оригами в развитии творческих и умственных способностей у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Публикация «Значение оригами в развитии творческих и умственных способностей у старших дошкольников» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе отношения и игры. Ребенок должен видеть и понимать к чему он стремится, он должен ощущать результат своей деятельности.
Одним из средств активизации творческого потенциала ребенка при подготовке к школе является оригами. Оригами-это волшебство, чудо и, конечно, игра.
Оригами-это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Углубленная работа по конструированию из бумаги и использованием техники оригами проводится на протяжении нескольких лет.
Результаты исследований доказывают эффективность и целесообразность использования оригами в учебно-воспитательном процессе. Еще Л. Н. Толстой в трактате «Что такое искусство» предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей.
Доказано, что занятия оригами углубляют знания дошкольников об окружающем мире, стимулируют поисковую деятельность, развивают мелкую моторику рук. «Источники способностей и дарования у детей- на кончиках их пальцев»- писал В. А. Сухомлинский. Оказывают положительное на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивают речь, способствуют формированию пространственного мышления, развивают фантазию и воображение, способствуют становлению коммуникативных навыков.
Прежде чем приступить к конструированию игрушек, необходимо отработать с ребенком самые простые приемы складывания квадрата. А в первую очередь нужно научить ребенка аккуратно сгибать четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Также необходимо познакомить с условными знаками оригами.
Перед тем, как приступить к изготовлению поделок, мы отрабатываем с детьми следующие упражнения:
Упражнение 1: Сложить квадрат по диагонали.
Упражнение 2: Сложить квадрат пополам.
Упражнение 3: Найти центр квадрата, складывая его по диагонали.
Упражнение 4: Найти центр квадрата, складывая его пополам.
Упражнение 5: Загнуть край листа к середине (середину определить путем сгибания листа пополам).
Упражнение 6: Загнуть углы квадрата к середине (середину определить путем сгибания квадрата по диагонали).
Упражнение 7: Загнуть углы к центру (центр определить путем сгибания квадрата пополам от разных сторон).
Многие фигурки, известные в оригами, начинают складываться одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки -это базовые формы. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать. выбирать базовые формы для поделок необходимо с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Если для детей 5 лет поделки основаны на одной базовой форме -
то дети 5-6 лет осваивают приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной, конверты, воздушный змей, то детям 6-7 лет доступны уже более сложные базовые формы: рыба, двойной квадрат.
Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания дошкольников, занятия оригами формируют такие нравственные качества детей как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь товарищу, желание радовать окружающих результатами своего труда.
Общность творческих и образовательных интересов дошкольников, их родителей, воспитателей, способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формированию творческих способностей и интересов личности с учетом и возможностей и желаний, а так же социальных требований. Таким образом, систематические занятия с ребенком оригами-гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к школе.
Список литературы:
1. З. А. Богатова «Чудесные поделки из бумаги», Москва, «Просвещение», 1992г.
2. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина «Все об оригами» Справочник, С. -Петербург,
«Кристал, М. Оникс, 2005 год.
3. Т. И. Тарабарина, «Оригами и развитие ребенка», Ярославль, «Академия просвещения», 1998 год.