елена шумова
Экспериментирование как одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников
▼ Скачать +Заказ
Мы с вами знаем, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Психические свойства детей развиваются за счет получения нового опыта, совершенствования своей игровой, трудовой и экспериментальной деятельности. В процессе экспериментирования дети учатся рассуждать с точки зрения логики. Наряду с этим, продолжают развиваться их волевые качества, возрастает активность ребёнка. Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме экспериментальной деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В настоящее время в педагогическом процессе идёт психологизация, в связи с чем у детей к 7-ми годам должны быть развиты следующие интегративные качества: любознательный, активный. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.); эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. В процессе экспериментирования все эти интегративные качества развиваются. Как мы с вами помним, психические свойства детей развиваются за счет получения нового опыта. В процессе экспериментирования дети устанавливают причинно-следственные связи между явлениями, у них появляется способность к обобщению важных отличительных черт предмета. Закаляются и волевые качества. Организация экспериментальной деятельности в педагогическом процессе дошкольных учреждений возможна, целесообразна и эффективна для развития самостоятельности и познавательной активности детей. Общий уровень экспериментальной деятельности определяется уровнем её организации, правильной направленностью, выбором объекта и содержания. Поэтому, планируя и проводя экспериментальную деятельность с детьми дошкольного возраста в ДОУ, педагогу необходимо знать психологические и возрастные особенности детей и проводить саму экспериментальную деятельность, учитывая этих, так как на каждом возрастном этапе своего развития у ребёнка происходят изменения как в своём личностном развитии, так и в психологическом, т. е. происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире, в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающие знания, которые обеспечивает экспериментирование являются мощным стимулятором умственной активности детей. Таким образом, проводимая воспитателями работа по детскому экспериментированию является хорошей подготовкой детей к школьному обучению.