Ирина Сыромятная
Консультация для родителей «Значение мелкой моторики в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«№ 6 Детский сад «Маленькая страна»
Консультация для родителей по теме
«Значение мелкой моторики в развитии дошкольников»
Воспитатель: Сыромятная Ирина Викторовна
12.01.2021
г. Майкоп
Консультация для родителей по теме
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
«Значение мелкой моторики в развитии дошкольников»
Конспект образовательной деятельности в средней группе № 1, область «Художественно-эстетическая», лепка в технике пластилинографии «Открытки для зайки» Подготовила и провела воспитатель Сыромятная И. В. План-конспект открытого мероприятия для родителей: Встреча родителей в помещении группы. Просмотр коллажа с фотографиями детских работ и поделок по теме консультации. Знакомство родителей с выставкой оборудования и предметно-развивающей средой, используемых в группе для развития мелкой моторики руки у дошкольников. Консультация для родителей по теме мероприятия. Программное содержание: - учить детей передавать знакомые образы в технике пластилинографии; - закрепить умение использовать разные приёмы лепки (оттягивания, прищипывания, раскатывания, примазывания и др.); - развивать мелкую моторику, фантазию и творческое воображение; - формировать умение давать эмоциональный отклик на выполненную работу; Материалы и оборудование: - 1 / 2 альбомного листа, тонированного красками; - пластилин двух цветов (желтый, зеленый); - дощечка для пластилина на каждого ребёнка; - ростовая кукла Зайка. Предварительная работа: - рассматривание иллюстраций цветов; - рассматривание растений на прогулке; - чтение художественной литературы; - раскрашивание готовых форм; - тонирование бумаги для последующего выполнения работ; - детские работы, выполненные в технике пластилинографии. Ход занятия: Собираем детей в группе и сообщаем о приходе к нам в гости Зайка (ростовая кукла). При встрече Зайка с детьми, он расстроен и опечален. Зайка потерял из корзинки открытки с ромашками, которые были приготовлены для своих лесных друзей в подарок. Он не знает, как ему быть, ведь он не умеет делать такие открытки, а осталась всего одна. Он пришёл к нам за помощью. Воспитатель спрашивает детей: “Ребята, поможем Зайке изготовить открытки?” 2. Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации цветка ромашки, останавливаясь на строении цветка (стебель, лист, цветок). 3. Показ воспитателем техники выполнения открытки, затем раздает детям на подносах, заранее приготовленные комплекты для изготовления открыток. Воспитатель: - Для того, чтобы у нас всё получилось, мы с вами сделаем разминку. 4. Пальчиковая гимнастика перед работой (в стихотворной форме) Руки детей сжаты в кулачки. Работают обе руки одновременно. Этот пальчик-дедушка, (выпрямляем большой палец) Этот пальчик-бабушка, (выпрямляем указательный палец) Этот пальчик-папочка, (выпрямляем средний палец) Этот пальчик-мамочка, (выпрямляем безымянный палец) Этот пальчик-наш малыш. (выпрямляем мизинец) 5. Дети начинают выполнять задание самостоятельно под руководством воспитателя. Воспитатель предлагает родителям (по желанию) принять участие в лепке и сделать свои открытки. 6. Подведение итога. После завершения работ Зайка любуется открытками, благодарит ребят за то, что научили его делать открытки, и предлагает подарить изготовленные открытки родителям. А своим друзьям он сделает новые открытки сам, теперь он знает, как. Зайка прощается с детьми, хвалит и благодарит их за хорошую работу, обещает прийти в гости снова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики для развития речи ребенка с использованием различных средств». «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский. В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее активен к ее усвоению. В чём причина задержки речи? Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача – значит у ребёнка существуют проблемы с моторикой. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков. Тема «Развитие речи ребенка через пальчиковые игры и мелкую моторику» мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование. На первом этапе была определена цель работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Для реализации поставленной цели определила следующие задачи: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. Проводимая работа ведется в следующих направлениях: Развитие мелкой моторики Работа с детьми Работа с родителями на начало учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на создание предметно-развивающей среды: т. е. я уделила внимание организации сенсомоторного уголка. Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Собрано много материала на использование пальчиков игр: - большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое; - сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом; -игры с песком, водой; - пальчиковый театр; - раскраски, трафареты; - виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы) - информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук. Было составлено перспективное планирование, интегрируя пальчиковые игры и упражнения в разные виды деятельности. Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например: Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями. Игры – шнуровки: 1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; 2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; 3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); 4. способствуют развитию речи; 5. развивают творческие способности; 6. развивают усидчивость; 7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Можно сказать, что шнурок - это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки). Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание малыша на расположение шнурка на "домике" - наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет. Игры с крупой и семенами. Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр. Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук. • развивают мелкую моторику; • развивают внимание; • развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.) Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему предстоит обследовать. Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой "Волшебный мешочек". Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесьте все это на крючки. Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком. Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним. Упражнения с бусинами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка. Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это: Индивидуальные беседы; Консультации: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; «Игры на развитие мелкой моторики рук»; «Для чего необходима пальчиковая гимнастика»; Проведение мастер-класса по теме «Слово на ладошке»; Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»; Рекомендации родителям определяю в виде памяток «С пальчиками играем, речь развиваем», «Игры из сундучка»; «Говорящие прищепки» Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.