Получи документы

Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

Екатерина Баркарева
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей. Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка. Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.

Публикация «Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях» размещена в разделах

Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.

Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл, ребёнок, учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи. При знакомстве детей с малыми фольклорнными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений. Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.

Использование в логопедической работе малых фольклорных форм как средства формирования речемыслительной деятельности детей посредством знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово, формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь. Дети учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать малые фольклорные фырмы близкие и противоположные по смыслу. Основу успешности проводимой работы составляет формирование у дошкольников понятия о том, что фразеологические обороты являются целостной неделимой единицей, несущей определённый смысл только при условии точного воспроизведения без замен или перестановок слов. Пословицы и поговорки активизируют речь ребёнка, развивают мышление и чувство родного языка. При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Опираясь на выше сказанное, приведем фрагмент подгруппового занятия из цикла «Времена года».

Тема: Зима

Цели: 1. Расширить и закрепить знания и представления о зиме.

2. Активизировать словарь по теме «Зима».

3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме.

4. Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в посло-

вицах и поговорках.

5. Обогатить лексику родственными словами (мороз).

6. Учить вести диалог по содержанию рассказа.

7. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: сюжетные картины «Зимой на катке», «Зима. Игры на

свежем воздухе», «Зима. Помощь взрослым», «Зима. На горке».

Ход занятия:

1. Беседа по картине. Чтение стихотворения.

(На доске выставляется сюжетная картина «Зимой на катке».)

- Рассмотрите картину и назовите время года, изображённое на ней.

(На картине изображена зима.)

- Где находятся дети (Дети находятся на катке.)

- Что они делают (Они катаются на коньках.)

- Послушайте стихотворение «На катке» :

Блестят коньки, блестит каток

Пушистый снег искрится.

Надень коньки свои, дружок

Попробуй прокатиться.

Пускай тебя, щипнёт мороз –

Смотри, не испугайся.

Пусть заморозит он до слёз –

Ему не поддавайся!

Не отпускай, скользи вперёд,

Лети быстрее птицы.

Мороз упрямый отстаёт

От тех, кто не боится!

В. Донникова

- Какой мороз в стихотворении? (Мороз сердитый.)

- От кого он отстаёт (От тех, кто не боится.)

- Что делают дети на катке, чтобы не боятся мороза (Они катаются,

двигаются, резвятся, играют в хоккей.)

( Словарная работа: резвятся)

2. Работа с пословицами и поговорками.

( На доске добавляются сюжетные картины: «Зима. Игры на свежемвоздухе»,«Зима. Помощь взрослым».)

- Чем ещё занимаются дети и взрослые зимой на улице, чтобы не за-

мёрзнуть? (Дети катаются на санках, лыжах, ледянках, лепят снеговиков,

играют в снежки, разгребают снег.)

- Известна ли вам пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?

- Как вы понимаете её смысл (Ответы детей.)

- Мороз бодрит и заставляет всех людей, независимо от возраста

двигаться быстрее, чтобы не замёрзнуть. Послушайте другие пословицы о

морозе и выберите только те, которые по смыслу подходят к пословице

«Мороз не велик, да стоять не велит» :

Без мороза вода не замёрзнет.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Снег холодный, а от мороза укрывает.

Зима лодыря морозит.

(Дети выбирают подходящие пословицы.)

3. Физминутка.

Художник-невидимка

Художник-невидимка Маршируют по кругу друг за другом

По городу идёт. высоким подниманием колена.

Всем щёки нарумянит, Останавливаются, встают лицом в круг,

Всех за нос ущипнёт. трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.

А ночью он, пока я спал, Идут на цыпочках друг за другом.

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал Останавливаются лицом в круг,

Сверкающие листья. «рисуют» листья воображаемой кистью.

4. Работа с текстом.

(Надоске выставляется сюжетная картина «Зима. На горке».)

- Послушайте рассказ «Морозный день» :

Однажды в морозный день братья Саша и Коля решили пойти погу-

лять. Мама их предупредила: «Сегодня на улице мороз!»

Саша оделся как обычно, но взял с собой санки. А Коля испугался мо-

роза и надел: кофту, свитер, тёплые рейтузы, брюки, тёплую шапку, шубу,

рукавицы, а сверху повязал мамину шерстяную шаль.

На улице Саша то взбирался на горку, то быстро скатывался вниз, бегал

и резвился. Ему было тепло и весело. А Коля стоял в стороне, похожий на

шарик. Ему было трудно двигаться, и он вскоре замёрз.

Когда мальчики вернулись домой, Саша сказал маме: «Какой чудесный

морозный денёк!» А Коля стоял грустный и молчал.

Вопросы:

- Кто испугался мороза?

- Как Коля спасался от мороза?

- Что делал на улице Саша?

- Кому из братьев было холодно на морозе и почему?

- Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица «Мороз не велик, да

стоять не велит»?

- Вспомните другие пословицы. (Мороз ленивого за нос хватает, а

перед проворным шапку снимает. Зима лодыря морозит.)

- А как вы себя ведёте на улице в мороз?

5. Игры.

Игра «Исправь ошибку»

(Педагог произносит пословицы с искажением, а дети исправляют ошибки.)

Мороз не велик, да стоять велит.

Мороз проворного за нос хватает, а перед ленивым шапку снимает.

Зима лодыря согревает.

Игра «Образуй слово» (образование родственных слов)

- Как называется небольшой, слабый мороз? (морозец)

- Как назовём очень сильный мороз? (морозище)

- Мороз что делает? (морозит)

- Если зимой на улице мороз, то день… (морозный).

- Как называется лёгкий утренний мороз осенью или весной? (заморозки)

- Как по-другому назывался Дед Мороз в одной из сказок? (Морозко)

- Где замораживают продукты? (в морозильнике)

- Какие продукты будут в морозильнике? (замороженные)

- Назовите замороженное сладкое кушанье из сливок, молока, сока ягод.

(мороженое)

- Как по-другому назвать продавщицу мороженого? (мороженщица).

Итак, если пословицы и поговорки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых фольклорных форм в речевом развитии детей вполне оправдывает себя, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Публикации по теме:

Детский рисунок на логопедических занятияхДетский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Использование песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Использование коллажей и коллективных творческих работ на логопедических занятияхИспользование коллажей и коллективных творческих работ на логопедических занятиях Коллаж (с франц. буквально - наклеивание) — прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов,.

Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Учитель-логопед МКДОУ №85 Петухова Светлана Владимировна Преодоление задержки.

Использование пальчиковых тантамаресок на логопедических занятияхИспользование пальчиковых тантамаресок на логопедических занятиях Тантамареска — это стенд для фотографирования. Когда-то тантамарески украшали практически каждый фотоальбом после летнего отдыха на курорте.

Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку Основным положением современной методики является максимальная адекватность условий, способствующих образованию коммуникативных навыков.

Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок в учебно-воспитательной работе с дошкольниками» В зависимости от степени обобщенности выделяют ІІІ вида пословиц. I. Пословицы – максимы, фиксирующие конкретные моменты действительности.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным.

Особенности использования дидактических игр на занятиях Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях
Опубликовано: 4 марта 2016 в 10:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Баркарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД