Мария Артемова
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья обучающихся.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Актуальность здоровьесбережения отражена в образовательных документах. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция непрерывного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях.
В последнее время наблюдается негативная тенденция, связанная с ухудшением состояния здоровья детей дошкольного возраста. По данным современных валеологических исследований, за последние 10 лет число заболеваний у дошкольников увеличилось в 2,5 раза. Известно, что до 20% детей рождаются уже больными. Но большинство родившихся детей в процессе формирования организма начинают терять здоровье. Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья.
Обучающиеся с системными речевыми нарушениями – это, нередко, соматически ослабленные, часто болеющие дети. Вместе с тем, дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, отличаются от своих нормально развивающихся сверстников не только нарушениями в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, но и особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, неумение вовремя включиться в учебную деятельность или переключиться с одного объекта на другой, быстрая утомляемость, повышенная истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность целенаправленных действий, основных понятий и представлений. Наряду с данными отклонениями, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, пространственно-временной ориентировки.
Недостатки произношения и лексики, грамматического оформления фразы и просодики речи у дошкольников являются актуальной проблемой для учителей-логопедов. Однако коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ, прежде всего по русскому языку и чтению. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения, среди которых необходимо выделить здоровьесберегающие.
Каждое коррекционно-развивающее занятие должно быть построено с учетом психических нарушений в развитии детей, их возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий. На логопедических занятиях могут быть использованы различные приемы здоровьесбережения. Прежде всего необходимо насытить занятие разнообразными по содержанию и форме видами деятельности, соблюдать их оптимальную продолжительность и смену. Важно также придерживаться принципа здоровьесберегающей педагогики - принципа наглядности, обязывающего строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Разнообразие видов работы, применение современных средств наглядности (в том числе информационно-коммуникационных) способствует поддержанию интереса к работе, устойчивого внимания, сохранению высокой работоспособности, что позволяет не только повысить эффективность коррекции, но и сохранить здоровье обучающихся.
Особое внимание на занятии следует уделять организации рациональной двигательной активности: проведению дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, самомассажа, физкультминуток.
Известный факт, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Для детей-логопатов характерна недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
На логопедических занятиях также возможно использование некоторых видов самомассажа: ушных раковин, лица, кистей рук. Самомассаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные движения.
Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на занятиях полезно проведение гимнастики для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение.
У детей с речевыми недостатками отмечаются также нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. Поэтому важным этапом логопедического занятия является артикуляционная гимнастика, основное назначение которой развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Удовлетворить двигательную потребность детей и обеспечить их эмоциональную разгрузку позволяет применение психологических средств и методов, включающих психогимнастику, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций. Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние. Динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Соблюдая принципы здоровьесбережения на логопедических занятиях, нельзя забывать о коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников. Для создания положительного эмоционального фона применяется музыка и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных). В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции эмоционально-личностного развития ребенка. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Использование на занятии сюжетно-ролевой игры, игровых приемов создает атмосферу эмоционального комфорта, что положительно сказывается на сохранении у детей умственной работоспособности и в целом на их психофизическом состоянии.
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность. Применение здоровьесбережения позволяет предотвратить переутомление, снижение работоспособности, удовлетворить двигательную активность детей, что способствует сохранению и укреплению их физического и психического здоровья.