Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Скажи другому комплимент»
Цель: раскрепощение, объединение, активизация участников группы; создание хорошего настроения.
Описание: Участник сидят в кругу. Педагог бросает мяч тому, кто хочет сказать комплимент. Затем комплимент тот ребенок, у кого оказался мяч.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не скажут комплимент
Беседа о конфликтах с детьми
Публикация «Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников, Часть 1» размещена в разделах
Цель: разъяснить детям понятие «Конфликт»; способность формированию позитивного отношения к людям.
Задачи:
- дать характеристику понятия «Конфликт»
-рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны
- познакомиться с методом выхода из конфликтных ситуаций
- вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу
Оборудование:
-классическая музыка
- цветы на клеевой основе
План беседы:
1. Чтение притчи. Вступительное слово
2. Что такое конфликт?
3. Причины конфликтов
4. Как разрешить конфликт?
5. Правила поведения для конфликтных людей
6. Рефлексия. Итоги.
Ход беседы (беседу ведёт педагог)
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран.
Наконец в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под городской стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое, чем наш путешественник. Они поспорили.
Как так? Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.
Могут ли быть у всех людей интересы, убеждения, взгляды? (Дети – нет)
Возникали ли у вас разногласия с друзьями, родными? (Дети – да)
Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт»? (Ссора, драка, слезы, спор, крик)
Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношении людей, о таких ситуациях как конфликт, их причинах и путях решения или выхода из конфликта.
Так что такое конфликт?
Конфликт – это спор, ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.
У на с в группе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске – «У меня причиной конфликта было то, что …» (Дети называют свои предложения)
Как мы видим возникновение конфликта необходимы участники спора, предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.
Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов?
Причины конфликтов :
- Несовпадение целей и желаний
- Неуважение к другим людям
- Неумение общаться
- Разница чувств и состояний
Давайте познакомимся с некоторыми правилами во время конфликта
Методы выхода из конфликта :
- Найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию, выйти из конфликта первым
- Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте
- Найти компромисс спорного вопроса
- Подчиниться, принять правила или точку зрения противника
- Понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры
Правила поведения для конфликтных людей
- Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало
- Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда
- Критикуя, чаще улыбайтесь
- Будьте справедливы и терпимы к людям
- Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других
- Умейте вовремя остановиться!
Дети! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Рефлексия
Перед вами на столах лежат бумажные цветы. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих листов.
Перед вами на рисунке 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос: «считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?»
1- Интересно полезно
2- Сложно, но интересно
3- Бесполезно, безразлично
Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый. Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова «Гляжу с высока на обиду, теряю обиду из виду»
Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением
Цель: актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации
Описание игры : детям предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждают к кругу.
Примеры конфликтных ситуаций :
1. Друг взял у тебя куклу и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт
2. Вы решили поиграть в игру «Магазин», но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт
Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта, обоснованности их требований, взаимной зависимости конфликтных сторон.
Рефлексия
Прощание
Игра «Король»
Цель: предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не сущая и не обижая
Инструкция: Кто из вас когда – нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. Н на всегда, конечно, всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы нему кланялись, чтобы ему подавали и т. д. кто хочет стать первым королем?
Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.
- Как та чувствовал себя, когда был королем?
- Что тебе больше всего понравилось в роли?
- Легко ли отдавать приказы?
- Что ты чувствовал, когда был слугой?
- Когда королем был Игорь, он был добрым или злым королем?
Проигрывание ситуации
Цель: помочь ребенку эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни
Инструкция: Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций :
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться
- Мама принесла три апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?
- Ребят из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?
Игра «Добрый волшебник»
Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками
Инструкция: «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя
Рефлексия
Прощание
Игра «Паровозик»
Цель: сплочение группы
Ход игры : Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний – кончик хвост. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети крепко держаться друг за друга. Ели дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
Упражнение «Что и когда я чувствую»
Цель: профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.
Описание: ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люд. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…», «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)
Игра «Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек
Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по угла.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
- Подумайте с скажите6 из-за чего поссорились девочки? (из –за игрушки)
- А вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Из –за чего?
- А что чувствуют те, кто ссорится?
- А можно обойтись без ссор?
- Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор как закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играй, давай!»
(А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признавать свою вину
Рефлексия
Прощание