МААМ-картинки

Театр, как метод преодоления коммуникативной дезадаптации, у дошкольников с нарушением речевого развития

Светлана Белоусова
Театр, как метод преодоления коммуникативной дезадаптации, у дошкольников с нарушением речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы: игры в кукольный театр, игры драматизации, игры представления (спектакли).

Театрализованная деятельность тесно связана с такими видами деятельности, как речевая, изобразительная, художественная, музыкальная, с театрализованными играми и совместной деятельностью воспитателя и ребёнка, ребёнка и ребёнка, социально организованной и самостоятельной деятельностью.

Публикация «Театр, как метод преодоления коммуникативной дезадаптации, у дошкольников с нарушением речевого развития» размещена в разделах

Обучение и творчество ребёнка – это усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, а за тем использование их для решения творческих задач.

В нашей группе театрализованная деятельность помогает формированию таких умений и навыков, как разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини – сценок (спектаклей); владение нужной игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным театром игрушек, пальчиковым театром). Так же необходима работа над обогащением театрального опыта (знание о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутов, терминологии).

Театральные игры направлены на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

Хотелось бы всем напомнить что эти игры учат ребёнка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с товарищами, активизируют мыслительные процессы. Так же они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и помогают успешной учебе в школе – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально – волевого и социально – психологического развития.

Социальные игры – развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где всё являются вымыслом.

Дети нашей группы очень серьёзно и искренне способны верить в любую выбранную воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Дети не задумываются над тем, как они поднимают упавший карандаш или кладут на место игрушку. Делать тоже самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так то просто.

Что бы быть естественными детям нашей группы необходимо найти ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я этот делаю?

Развивают эту способность у детей мини – спектакли. Темы для таких мини – спектаклей мы берем более близкие и понятные нашим детям. – Ссора, Обида, Встреча. Для того что бы наши дети, умели общаться с людьми в различных ситуациях, мы используем мини-спектакли на тему - Знакомства, Просьба, Благодарность, Разговоры по телефону, Поздравления и Пожелания.

Если мини-спектакли разыгрываются по сказкам, то в начале необходимо определить характер героя - добрый или злой, глупый или злой, глупый или умный и сформулировать его речевую характеристику. Ведь каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными. Но пока, нашим детям очень трудно это выразить.

Ритмопластика включает в себя комплексны ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей для школьников, отражению или ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения. У детей нашей группы наблюдается перенапряжение всех или отдельных групп мышц или расслабленность движений. По этому на ряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, мы проводим специальные игры попеременном напряжении или расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу.

Жесты - важное средство невербальной выразительности. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания социальных и национальных особенностей.

В нашей группе отводится значительное время работе над выразительностью жестов, поз, мимики.

Жест – это самоцель - он лишь показывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами.

Он оправдан, только когда вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим. В своей работе мы используем речевые игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда так же включаем игры со словом, развивающие связную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки.

Нашим детям это достаточно сложно, так как у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Нам достаточно, что бы они понимали, что речь должна быть более четкой.

В зависимости от роли, акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию.

В коррекционной работе с детьми всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования, четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. Разучивание стихов развивает память и интеллект ребёнка.

На следующем этапе из стихотворения можно создать целый спектакль. И разыграть его.

Создание спектакля с дошкольниками очень увлекательное и полезное для всех нас занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении и участие выполнении декларации и костюмов.

Как правила материалом для сценического воплощения служат сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка.

Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка опирается на народную культуру и обладает богатым социальным, нравственно - педагогическим воспитанием.

С социально педагогической точки зрения, сказка выполняет определенные функции. Иначе говоря, формируются такие качества личности, выраженные в стремлении проявить свое личное мнение, социальную активность, связанную с сопереживанием и содействием, познанием другого героя, выбором ситуации, способов общения и поведения.

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует его на ведение диалога, что развивает диалогическую речь. Играя с куклой,ребенок постигает процесс общения со сверстниками.

Исполняя роль персонажей с разными характерами, примеряют на себя различные виды социального поведения.

Всё, о чем я рассказала выше, дает возможность мне утверждать, что театральная деятельность повышает эффект развития детей с ЗПР и детей, которые посещают нашу группу.

Публикации по теме:

Логоритмика как средство речевого развития дошкольников ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ Гимназия № 1404 «Гамма» Дошкольное отделение «Вешняки».

Театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка.

Игры для развития мышц речевого аппарата дошкольников Игры для развития мышц речевого аппарата Человек правильно произносит различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции,.

Использование модели для речевого развития дошкольников «Использование модели для развития речевого творчества детей младшего дошкольного возраста» (отчёт к педсовету) Соколова Н. В. воспитатель.

Метод пластилинографии как метод для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возрастаМетод пластилинографии как метод для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста Кружок «Оч. умелые ручки», осуществляющий деятельность на базе МАДОУ «Золушка», направлен на развитие мелкой моторики рук детей старшего.

Мини-музей сказок А. С. Пушкина в группе как средство развития коммуникативной компетенции дошкольников.Мини-музей сказок А. С. Пушкина в группе как средство развития коммуникативной компетенции дошкольников. Добрый день, коллеги! Хочу представить Вам свой опыт по организации мини-музея сказок А. С. Пушкина в подготовительной группе ГБДОУ детского.

Особенности речевого развития дошкольников в разновозрастных группах Текст к слайдам 2 слайд Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,особенно в овладении.

Подборка проблемных ситуативных историй для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь …» В. А. Сухомлинский Подборка проблемных ситуативных историй для развития.

Метод проектов как средство развития речи и коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная ступень получила статус уровня системы российского образования.

Теневой театр как метод развития творческих способностей и экспериментирования в детском садуТеневой театр как метод развития творческих способностей и экспериментирования в детском саду Теневой театр – это полёт фантазии, нотка загадочности и неподдельный интерес для детских пытливых умов. Давайте рассмотрим все стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театр, как метод преодоления коммуникативной дезадаптации, у дошкольников с нарушением речевого развития
Опубликовано: 11 августа 2015 в 18:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театр, как метод преодоления коммуникативной дезадаптации, у дошкольников с нарушением речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Белоусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД