Воронина В
Значение игрушки в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игрушки в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
Воронина Вероника Викторовна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №6
Калининского района г. Санкт-Петербурга
Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста является одной из важных тем в педагогике. Игрушки играют значительную роль в развитии различных аспектов личности ребенка, таких как воображение, творческое мышление, моторика, социальные навыки и познавательные способности. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка. Игрушка – предмет, предназначенный для детских игр. Это предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она важнейшее средство психического развития, а также развития творческого воображения дошкольников. Средства изображения в игре разнообразны: действия детей, создание образа движениями, поступками, мимикой, словами, употребление различных предметов, сооружение построек. Среди этих средств игрушка занимает большое место, она необходима для того, чтобы сделать действия детей реальными : Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Игрушки оказывают позитивное влияние на воображение, фантазию, ситуационное мышление. Но только в том случае, если игрушка подобрана правильно. Правильная игрушка должна : отвечать потребностям ребенка, помогать выполнить игровой замысел, делать игру замысел более реальным.
Публикация «Значение игрушки в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игрушка вредна, если она: провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость, вызывает страх или тревогу, имеет грубый натурализм, – унижает человеческое достоинство, вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка, искажает восприятие окружающей действительности. Игрушка — это инструмент, с помощью которого малыш воплощает свои задумки в реальность. Только если соблюдаются эти условия, ребенок доволен игрой. Конечно, игрушка — это лишь помощник для детского воображения, но она влияет на правильное психическое развитие личности. Воображение влияет на развитие ситуационного мышления. Игра становится все более сложной, по мере того как совершенствуется психическая деятельность. Появляется продуманный сценарий, малыш говорит во время игры, имитируя разные голоса. Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); Игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки – изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Виды игрушек в ДОУ : Сюжетная игрушка. Это образные игрушки. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки, посуда, мебель и др. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Задача сюжетных игрушек – побуждать детей к сюжетным играм. Сюжетные игрушки являются имитацией действительных предметов, отражают жизнь, культуру и технику общества, в котором живёт ребёнок. Такие игрушки развивают фантазию детей, помогают им творчески воспроизводить действительность в сюжетной игре. Дидактическая игрушка. Матрешки, пирамиды, разнообразные шары, различные мозаики и настольно-печатные игры. Предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Это игрушки, предназначенные для развития способов обследования предметов, орудийных действий с предметами, восприятия цвета, формы, величины, мышления, памяти, речи, воображения, воли и пр. Организуется, прежде всего, по инициативе взрослого, который знакомит ребёнка с условиями использования игрушек и правилами игры. В дальнейшем ребёнок использует игры и игрушки самостоятельно. Спортивная игрушка. Мячи, кегли, обручи, волчки и т. д. Предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Музыкальная игрушка. Детские музыкальные инструменты: балалайки, металлофоны, ксилофоны, барабаны и т. д. Предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Театрализованная игрушка. Куклы-театральные персонажи, куклы-бибабо, куклы-марионетки. Подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости. Игрушки-забавы, «весёлые игрушки», по определению, используются для развлечения детей. Особенность игрушек–забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Всё это будит в ребёнке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки – забавы помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. Техническая игрушка. Игрушечные фотоаппараты, бинокли, компьютеры, детские швейные машинки и т. д. Расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике. Игрушка для строительных игр: Конструкторы (деревянный, мозаика, лего и т. д.) Способствует развитию мышления, воображения, эстетического вкуса, Развития мелкой моторики и нравственных качеств (трудолюбия, желание помогать другим). Игрушки играют важную роль в развитии воображения и творческого мышления у детей. Они предоставляют возможность ребенку воспроизводить и создавать различные ситуации, персонажей и истории в своей игре. Во время игры с игрушками, дети могут выражать свои мысли, чувства и фантазии. Они могут играть в роли разных персонажей, пробовать разные роли и экспериментировать с разными сценариями. Это помогает развивать их воображение и способность мыслить творчески. Игрушки также могут стимулировать детское творчество и исследовательский интерес. Например, конструкторы и наборы для творчества позволяют детям создавать свои собственные модели и проекты. Это развивает их способность к самостоятельному мышлению, проблемному решению и инновационному подходу. Во время игры с игрушками, дети могут выражать свои мысли, чувства и фантазии. Они могут играть в роли разных персонажей, пробовать разные роли и экспериментировать с разными сценариями. Это помогает развивать их воображение и способность мыслить творчески. Игрушки играют важную роль в развитии социальных навыков и коммуникации у детей. Во время игры с другими детьми или взрослыми, дети учатся взаимодействовать, сотрудничать, делиться и выражать свои мысли и чувства. Когда дети играют вместе с другими, они учатся принимать решения, решать конфликты и находить компромиссы. Они учатся быть терпимыми, уважать мнение других и сотрудничать для достижения общей цели. Игрушки также могут стать инструментом для развития коммуникационных навыков. Например, игры с ролевыми персонажами или куклами могут помочь детям выражать свои мысли и чувства, развивать свою речь и улучшать навыки общения. Кроме того, игрушки могут стать средством для развития эмпатии и понимания других людей. Например, игры с мягкими игрушками или куклами могут помочь детям понять, как заботиться о других, быть внимательными и заботливыми. Родители и педагоги могут активно использовать игрушки для развития социальных навыков и коммуникации у детей. Они могут организовывать игры, в которых дети будут выступать в роли разных персонажей, решать задачи вместе или играть в команде. Также важно обсуждать с детьми их чувства и мысли во время игры, помогать им развивать навыки общения и решения конфликтов. Игрушки играют важную роль в развитии познавательных способностей и умственного развития у детей. Они стимулируют детское любопытство, помогают развивать воображение, логическое мышление, память и внимание. Важно отметить, что роль родителей и педагогов в выборе и использовании игрушек для развития познавательных способностей и умственного развития очень важна. Они должны выбирать игрушки, соответствующие возрасту и интересам ребенка, а также создавать условия для активного использования игрушек в обучении и игровой деятельности. После выбора игрушек, родители и педагоги должны активно использовать их для развития ребенка. В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки. Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты. Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д. С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек. У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие. Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов : игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.) Дети 6–7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. При оценке игрушки с педагогической точки зрения нужно иметь в виду, что её содержание обязательно должно вызывать у ребёнка радостное чувство, активизировать его интерес к сюжету игры. Некоторые игрушки по своему содержанию напоминают ребёнку предметы, которые он уже видел, другие же знакомят его с новыми, неизвестными ему до сих пор вещами и явлениями. Это могут быть звери, различные по величине, по-разному одетые куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, транспортные и технические игрушки и т. д. Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используется. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно применять в разных играх. Выделяют две стороны личности, на которые игрушка оказывает наибольшее влияние: познавательную и эмоционально-нравственную. Согласно этой точки зрения, развитие познавательной сферы зависит от действий ребёнка с дидактическими (обучающими) и авто дидактическими игрушками (пирамидками, игрушками-вкладышами, уменьшенными копиями орудий труда и т. п., а развитие эмоционально-нравственной – от действий с куклами и, особенно, мягкими игрушками. Когда ребёнок играет с игрушкой, он совершает много движений, содействующих его физическому развитию. Если игрушки изображают настоящие предметы, дети могут выполнять с ними действия, которые они наблюдают в окружающей их среде. Так, они осваивают различные действия, координацию движений и ловкость рук. Игрушка как материальный центр игры в значительной степени способствует умственному развитию ребёнка. Игрушка отражает и воспроизводит ребёнку мир в уменьшительной форме. Если ребёнок ежедневно играет с игрушкой, он лучше и обстоятельней знакомится с нею. Тем самым он получает основные представления о предметах и явлениях действительной жизни. Ребёнок знакомится с предметами-игрушками и включает их в свои игры, где наделяет их по собственному усмотрению и в соответствии с требованиями игры определённой функцией. При этом он узнаёт их особенности, цвет, форму, отдельные части и учится анализировать. Ребёнок не только осознаёт свойства своих игрушек, но сравнивает их с настоящими предметами, которые они изображают. Игрушка имеет большое значение для развития речи ребёнка : первые слова, которые ребёнок запоминает, обычно связаны с игрушками. Большую часть своего времени ребёнок играет. Игры для него являются областью, в которой он применяет и расширяет свои знания, личные отношения и чувства. В игре ребёнок воспроизводит, в силу своих возможностей и способностей, свои действительные впечатления. Игрушка, следовательно, выступает в качестве объекта, к которому устремляются и на который распространяются эмоции ребёнка. С эмоциональным воспитанием в дошкольном возрасте тесно связано нравственное воспитание. Немалое значение имеет игрушка и для воспитания чувства коллективизма. В большинстве случаев игрушка активизирует не одного ребёнка, а целую группу, благодаря чему создаются и укрепляются дружеские взаимоотношения.