Кравченко Вера
Значение игровых приёмов в обучении рисованию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра дошкольников – один из любимых видов деятельности. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Это происходит благодаря тому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре ребенок творит. Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.
Публикация «Значение игровых приёмов в обучении рисованию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игровые приемы обучения изобразительной деятельности, как и другие приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятиях. При организации игры на занятиях, игру предлагает сам педагог, этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру.
Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям: «Построим гараж для машины», «Подумайте, как можно помочь зайчику найти дорогу домой». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи.
Правильно используя игровые приёмы, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это способствует у них развитию творческих способностей. Одним из главных условий активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Разнообразные по содержанию игровые действия должны соответствовать дидактическим задачам. Не всякие игровые действия, даже будучи интересными и понятными детям, помогают решить поставленные дидактические задачи.
Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью, выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей :
1. Логики развития игры;
2. Особенностей изобразительной деятельности.
Только в этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения.
Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:
1. Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр;
2. Сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются с использованием игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Воспитатель и ребёнок действуют с предметами, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможно активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.
Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных, картин-панорам, природного, бросового материала, очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать как зайчик, «ходить» как медведь и т. п.). Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, им очень интересно, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними. Но при использовании этого приёма, важно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей.
Прием - обыгрывание изображения. Как правило, этот прием применяется по окончании рисования. Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет. Так, например, дети могут помочь нарисовать зайцу друзей, а по окончанию занятия поиграть все вместе с зайцем и его новыми друзьями.
Содержание игровых приёмов зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна и т. д. Нарисовал ребёнок дорожку - по ней будут «ходить» звери, люди и т. п. Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет нам живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.
Так же можно использовать и такой прием, как обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи:
1. Игровой анализ создаваемого образа;
2. Дальнейшее развитие замысла детей;
3. Стимулирование изобразительного способа его воплощения.
Способы выполнения игрового действия могут быть разнообразными. Они могут быть выражены словом. Так, воспитатель, увидев нарисованного мальчика в тёплой курточке, спрашивает его: «Ты не замерз без шапки?», тем самым ненавязчиво подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка. Процесс использования такого приема представляет собой, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество.
В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей и т. д. Например, дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр-драматизаций, кукольного театра. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа, или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы. Некоторым художникам-мастерам предлагают рассказать, какую посуду они придумали. Это делается с целью демонстрации обучения детей замысливанию образа.
Таким образом, все приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения используются в различных сочетаниях все виды игровых приемов. С их помощью дети легко и с интересом относятся к изобразительному творчеству.