Наталья Мозговая
Значение физкультминуток и двигательных разминок в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, физкультминутки и двигательные разминки – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Двигательный режим в течение дня включает в себя как организованную, так и самостоятельную деятельность детей. Можно выделить следующие приоритеты в режиме дня: первое место принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся такие виды двигательной деятельности : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.
Публикация «Значение физкультминуток и двигательных разминок в детском саду» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
В начальной стадии утомления, характеризующейся процессом возбуждения центральной нервной системы, резко меняется поведение детей: они отвлекаются от занятия, невнимательно слушают воспитате5ля, разговаривают. Подобное спонтанное переключение детей на другие виды деятельности является охранительной реакцией организма. Эти признаки поведения многих детей являются очевидным сигналом для воспитателя о том, что они утомлены. Рекомендуется сменить вид деятельности при помощи физических упражнений.
Физические упражнения в середине занятия позволяют в значительной мере снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность детей
Физкультминутка - это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.
Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутки улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность детей на занятии. Специальными, научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом. Утомление детей наступает обычно на 10-12 минутах. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Введение в структуру занятий у старших дошкольников физкультурных минуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Для физкультминуток предлагаются упражнения, учитывающие индивидуальные особенности детей и имеющие развивающий характер. При
их выполнении у детей развиваются творческое мышление воображение фантазия. Эти упражнения можно отнести к «режиссерским играм».
Большинство упражнений входящих в физкультминутки составлены и оформлены в виде игр и сказок с учетом возраста детей особенностей их организма. Такой подход наиболее приемлем, так как именно игра способна вызвать положительную эмоциональную реакцию и длительный интерес. По мнению большинства исследователей, динамические упражнения игрового характера благоприятно влияют на организм детей. Они повышают общий тонус, моторику, создают положительный эмоциональный настрой.
Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна).
Не менее важное значение отводится двигательным разминкам.
Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет отдохнуть от умственной, способствует увеличению двигательной активности детей.
Назначение двигательной разминки заключается в предотвращении развития утомления и снятии эмоционального напряжения в процессе занятий, требующих умственной нагрузки, что способствует более быстрому восприятию программного материала и увеличению двигательной активности детей.
Содержание двигательной разминки : состоит из трех-четырех упражнений типа «Кольцеброс», «Серсо», «Бой петухов», «Удочка», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки). Требования к упражнениям: упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12мин, доступны. Они должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее. В конце двигательной разминки надо предложить детям различные дыхательные упражнения.
Место проведения двигательной разминки : любое хорошо проветренное помещение (групповая комната, спальня, широкий коридор).
Двигательная разминка способствует :
- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
- росту физической работоспособности;
- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Важное место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности
Таким образом, физкультминутки и двигательные разминки проводятся с целью активного изменения деятельности детей и ослабления утомления, а затем переключения их на продолжения занятия.