Капралова Римма Юрьевна
Значение драматизации в коррекции заикания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Аннотация. В данной статье подробно рассматривается коррекционная работа с заикающимися дошкольниками посредством метода драматизации и обосновывается его значение в коррекции заикания. В результате проведенного исследования было выявлено, что данный метод коррекции включает в себя работу над просодической стороной речи, коммуникацией и социализацией дошкольников, личностью ребенка. Проанализировав данные выявлено, что драматизация способствует преодолению такого тяжелого темпо-ритмического нарушения как заикания.
Публикация «Значение драматизации в коррекции заикания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Ключевые слова. Заикание, дошкольники, игра-драматизация, логопед.
Заикание представляет из себя одно из наиболее тяжелых речевых расстройств, при котором нарушается ее темпо-ритмическая организация. Данное сложное расстройство речевого аппарата в процессе развития ребенка пагубно сказывается на его социализации, коммуникации и на личности в результате наличия дефектов речи и сбоев систем общения [1]. Далее представленные факторы способствуют возникновению негативных специфических особенностей эмоционально-волевой сферы в появлении таких личностных качеств характера как застенчивость, скрытность, замкнутость и негативизм. В связи с этим нарушаются взаимоотношения с окружающими ребенка людьми. Также отмечаются структурные изменения деятельности психической системы и ее саморегуляции, нарушения памяти, внимания и мышления. Отсюда следует вывод, что при работе со старшими дошкольниками с заиканием используется комплексная работа ряда специалистов с использованием разнообразных методов и подходов, а коррекция данного речевого дефекта у лиц дошкольного возраста является крайне актуальной.
Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра, которую берут за основу коррекционной работы с заикающимися дошкольниками, так как ребенок с данным расстройством речи, перевоплощаясь и изображая других людей или животных в игровой ситуации, имеет возможность разговаривать без наличия судорожных запинок и страха речи, то есть появляется допустимость свободного общения [4].
Одной из возможностей перевоплощения являются игры-драматизации, то есть инсценировки и сюжетные игры по ролям. Одной из основных задач драматизаций является выработок и развитие навыка плавной и выразительной речи, который нарушен у заикающихся. Игры-драматизации подготавливают детей к приобретению навыка развернутой и связной речи в ситуации подражания героям литературных произведений.
В коррекционной работе с данным возрастом характерно использование игр-драматизаций стихотворений, так как дети дошкольного возраста уже могут запоминать тексты большего объема, чем дети раннего возраста. Используются различные драматизации диалогов героев, сказки, рассказы, стихи, сценки, соответствующие интересам детей, что отрабатывает просодический компонент, плавность и слитность речи, а главное – дети приобретают себе образ и становятся персонажами. Принимая участие в театрализованной деятельности, дети также расширяют свои знания и обрасти окружающего мира с помощью образов, красок и звуков.
В работах М. И. Геркиной для коррекции заикания используются игры-драматизации в согласованности с развитием мелкой моторики движений пальцев рук с применением ручных кукол [5]. Перенося на себя образ куклы, ребенок не только по-иному становится относиться к своей речи, но и развивает выразительность речи в совокупности с движениями, фантазию и воображение, активизирует творческую самостоятельность, умение организовать деятельность. Используются также настольный, пальчиковый, конусный театр для подготовки заикающихся к формированию возможностей к самостоятельной связной и последовательной речи.
Кроме того, особенность игр-драматизаций заключается и в коррекционно- психотерапевтическом действии. Именно в возрасте 5-6 лет у заикающихся появляется критическое отношение к своему речевому дефекту. Этот фактор пагубно влияет на речь ребенка и только повышает судорожную активность, уменьшая игровую инициативность. В связи с этим игры-драматизации помогают ребенку снизить общее и эмоциональное напряжение, стать смелее, избавиться от страха запинок, полностью владеть своим телом и движениями, а также нормализовать свою речь в процессе инсценировки своего персонажа. Развивается и фонематический слух, внимание, что означает умение сконцентрироваться на услышанном, слушать и слышать других. В результате этого формируется коммуникативные отношения между заикающимися детьми, преодолеваются личностные нарушения в процессе общения и отвлечения от речевого дефекта [3].
Коррекционная работа с дошкольниками с заиканием в процессе драматизации представляет из себя достаточно непростой процесс. Перед запланированной игрой в персонажей целесообразно изначально использование специальных этюдов и упражнений совместно с логопедом, воспитателем и музыкальным руководителем для развития жестикулирования в заданных формах, придания необходимой эмоциональной окраски и тренировке мышц артикуляционного, мимического, дыхательного и голосового аппарата, которые обеспечивают, в свою очередь, организацию комфортной деятельности заикающегося [6]. В дальнейшем эти навыки проявятся в средствах самовыражения в вербальной и невербальной коммуникации.
Логопеду необходимо придерживать на занятиях комфортную положительную обстановку для расположения заикающихся к себе не только в процессе театрализованной деятельности, но в свободной речи. Это позволяет логопеду при перевоплощении в инсценировках побудить заикающегося ребенка к выразительной речи без запинок и поможет чувствовать себя уверено.
Ввиду того, что игра-драматизация подразумевает под собой и работу над просодической стороной речи, необходимо организовывать коммуникацию детей между собой. Для этого необходимо расположить заикающихся дошкольников так, чтоб каждый видел друг друга при произнесении своих реплик, при этом держа спину и голову прямо. Затем логопед напоминает детям, что они артисты и должны говорить четко, громко и выразительно, таким образом прививая им правильные характеристики голоса при фонации.
Система работы над играми-драматизациями с заикающимися дошкольниками включает в себя два основных этапа:
Предварительный этап, который включает в себя подбор подходящего материала, то есть выбор произведения, его анализ совместно с логопедом, распределение ролей и текста, подбор атрибутов и репетиция выступления. При подборе роли в игре логопед должен учитывать возможную и подходящую на для данного ребенка речевую нагрузку на данном этапе коррекционной логопедической работы.
Основной этап, который включает саму игру – выступление. На данном этапе часто используется формат концерта, где заикающиеся дошкольники в своих ролях получают возможность выступить в более затруднительных условиях. Показательное выступление не несет в себе цели обучить заикающихся актерскому мастерству. Также на выступление часто приглашают зрителей, наличие которых вызывает у дошкольников чувство ответственности и стремление выступить хорошо, четко и громко проговаривая свой текст как можно красивее. В том числе данное выступление использую и для преодоления негативизма и страха речи [2].
Многообразие тематики и используемых эмоциональных средств драматических игр позволяют всесторонне развить личность заикающегося дошкольника. В игре ребёнок преодолевает страх речи, застенчивость и скованность, перенимая на себя не только речь героя, но и жестикуляцию, мимику, характер движений. Логопед в данном действии выступает редактором и режиссёром, организуя и корректируя речь детей до получения необходимой интонации, темпа, ритма и эмоциональности соответствующей героям произведения. Применяться игры-драматизации могут на протяжении всего курса логопедической работы с заикающимся ребенком исходя из речевой деятельности, этапа работы над речью и от сложности и объема речевого материала.
Игры-драматизации дают заикающимся детям возможность воплощения всех видов возможной деятельности – сочинять, импровизировать, инсценировать и редактировать уже готовые произведения литературы или даже придумывать их самим, шить костюмы, лепить, красить и конструировать декорации, что очень хорошо развивает творческий потенциал ребенка. В конечном результате общей работы сама игра приобретает более глубокий и важный смысл для каждого ребенка. Коллективная работа, в свою очередь, развивает в детях умение слажено работать и чувствовать себя уверенно в коллективе, так же преодолевая страхи [7].
Драматическая форма позволяет реализовывать образы из воображения детей при помощи отдельных элементов окружающей деятельности в реальные проявления, хоть и условные, что очень привлекает детей в данном методе коррекции заикания. Эффективность драматизаций заключается в стремлении к реализации задуманного эталона в фантазиях, тем самым побуждая ребенка говорить в заданных рамках плавной речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что значение драматизации в коррекции заикания имеет большое значение, так это данный метод коррекционной работы позволяет заикающимся говорить свободно и выразительно без запинок, преодолевая волнение, страх речи и возникновения судорог, что свидетельствует о его результативности.
Список литературы:
1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М. : В. Секачев, 1998. —— 304 с. : ил.
2. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением. М. : Академический Проект, 2004 - 126 с.
3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников : Книга для логопедов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
4. Выгодская И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях : Кн. для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. –– 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1993. — 223 с: ил.
5. Геркина М. И. Речь заикающихся дошкольников в различных условиях общения. //Дефектология. – 1972. - № 3. – С. 26 – 31.
6. Гончарова, Н. Театрализованные игры в коррекции заикания // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3. С. 82-85.
7. Седова, Н. В. Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет / Н. В. Седова, О. Ю. Царапкина, М. К. Шувалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 535-538.