Папки-передвижки

Значение дидактических игр и занятий социальной направленности для развития дошкольников

Галина Ласкина
Значение дидактических игр и занятий социальной направленности для развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Широко раскрытыми глазами смотрит ребенок на окружающий его мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение к действительности – с помощью взрослого - помогает маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок - взрослый» (без помощи взрослого этот процесс значительно затруднен, если не сказать - невозможен) и происходит социализация личности ребенка.

Публикация «Значение дидактических игр и занятий социальной направленности для развития дошкольников» размещена в разделах

Дидактическая игра – это единая система взаимодействий, направленных на формирование самой потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником. Дидактические игры в педагогической литературе рассматриваются как «форма организации жизни детей», как один из методов обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры также используются в целях содействия общему развитию детей.

Согласно положению Л. С. Выгодского для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития», определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых, усваивая нормы и правила общества, овладевая умениями и социальными навыками. Когда ребенок играет, принимая на себя различные роли, придумывая ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно.

Воспитание социальной направленности личности представляет важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики. Для дошкольников наиболее значимым являются социальные отношения, которые возникают у них в процессе взаимодействия с близкими родственниками и со сверстниками. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, в состав которой включается ориентировка ребенка в природе, в предметах созданных руками человека, явлениях общественной жизни, явлениях собственной жизни и деятельности, в самом себе.

Дидактические игры и занятия социальной направленности способствуют возникновению у детей потребности к установлению определенных социальных отношений со своими сверстниками и близкими взрослыми.

Основной целью этих игр и занятий является формирование, накопление и усвоение детьми социального опыта, норм и образцов поведения в социуме.

В ходе достижения основной цели решаются следующие задачи:

1. Формировать у ребенка представления о себе;

2. Развивать сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитания навыков совместной деятельности;

3. Формировать навыки адекватного восприятия окружающих явлений и предметов;

4. Укреплять прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми;

5. Формировать различные способы сотрудничества со знакомыми взрослыми;

6. Учить общаться со сверстниками, устанавливать положительный эмоциональный контакт;

7. Воспитывать положительное отношение к предметам живой и неживой природы;

8. Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации.

Такие занятия проводятся один раз в неделю. Игры социальной направленности можно проводить, начиная с младшего возраста с постепенным усложнением к старшему возрасту. Такие игры можно планировать не только во время занятий, но и в любые режимные моменты.

Дидактическая игра не только способствует всестороннему развитию ребенка, но и удовлетворяет его в значительно большей мере, чем какая-либо другая деятельность. Она является, как бы школой, в которой дети учатся жизни. В дидактической игре формируются коллективные отношения, положительные черты характера. Выполнение правил игры способствует тому, что коллектив детей укрепляется, становится более дружным, изменяется поведение детей. У них появляются обще интересы, заботы, привязанности. И, наконец, дидактическая игра вызывает сильные эмоциональные переживания. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на различном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

При проведении дидактических игр, также как и проведение занятий, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Они кратковременны (10 – 20 минут) и важно, чтобы во все время игры не снижалась активность играющих, и не падал интерес к игровой задаче.

В процессе социального развития дошкольника выделяются три базовых концентра значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».

Дидактические игры социальной направленности в разных возрастных группах имеют некоторые отличительные особенности. В младших группах педагог сам играет с детьми. В этих группах следует формировать такие представления:

1. О себе (учить детей узнавать себя на фотографии, называть свое имя, называть части своего тела и лица, знать их назначение);

2. О людях, близких по каждодневному общению (учить детей называть имена сверстников и близких взрослых, узнавать их на фотографиях).

В старших группах закрепляются, уточняются и расширяются представления детей:

1. О себе (уметь выделять характерные признаки своей внешности, знать и называть свою фамилию; дифференцировать свои имя и фамилию; знать и называть свой возраст);

2. О людях близких по каждодневному общению: о сверстниках по группе, о взрослых – сотрудниках детского сада (называть имена и отчества взрослых и действия этих людей, связанные с выполнением их профессиональных обязанностей).

В дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием ребенка и всего коллектива. Также как и любой игре в ней проявляются особенности характера детей. Огромное значение в игре имеет слово педагога, обращение к детям, объяснение – все это раскрывает содержание игры, участие в ней детей.

Публикации по теме:

Значение конструирования и ручного труда для творческого развития дошкольников Конструирование и ручной труд имеют большое значение для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе. Эти виды деятельности значительно.

Игры экологической и социальной направленности «Наряды нашей матушки-Земли» Педагог делит детей на четыре команды и сообщает, для какого времени года они должны подобрать «наряд». Каждая.

Организация и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр для развития дошкольников Организация и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр, способствующих ускорению процесса развития простейших.

Особенности развития мелкой моторики руки у дошкольников в процессе организации кружковых занятий по вышивке Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать.

Посещение выставки как средство развития социальной компетентности дошкольниковПосещение выставки как средство развития социальной компетентности дошкольников Районная выставка детского рисунка. «Если б матерей мы выбирали, все равно бы выбрали своих». Развивать у детей интерес к родному краю, его.

Значение дидактических игр для детей раннего возраста Значение дидактических игр для детей раннего возраста. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии.

Значение интегрированных занятий в изодеятельности с элементами конструирования для развития творческих способностей ребенка Задачи всестороннего развития: Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное значение которой – образное.

Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка. Статья музыкального руководителя МДОБУ № 45 г. Сочи Платоновой Марии Ивановны «Игра.

Консультация для воспитателей «Значение пальчиковых игр для всестороннего развития личности дошкольников» Охранять и укреплять здоровье детей главная приоритетная задача не только педагогов но и родителей. В настоящее время существует проблема,.

Значение развития мелкой моторики рук у дошкольников для подготовки к обучению в школе В последнее время многие родители думают, что подготовка к школе заключается прежде всего в научении ребёнка считать (лучше до ста и больше,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение дидактических игр и занятий социальной направленности для развития дошкольников
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 15:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение дидактических игр и занятий социальной направленности для развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ласкина (УИ 648537) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД