Галина Ласкина
Значение дидактических игр и занятий социальной направленности для развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Широко раскрытыми глазами смотрит ребенок на окружающий его мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение к действительности – с помощью взрослого - помогает маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок - взрослый» (без помощи взрослого этот процесс значительно затруднен, если не сказать - невозможен) и происходит социализация личности ребенка.
Публикация «Значение дидактических игр и занятий социальной направленности для развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Дидактическая игра – это единая система взаимодействий, направленных на формирование самой потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником. Дидактические игры в педагогической литературе рассматриваются как «форма организации жизни детей», как один из методов обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры также используются в целях содействия общему развитию детей.
Согласно положению Л. С. Выгодского для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития», определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых, усваивая нормы и правила общества, овладевая умениями и социальными навыками. Когда ребенок играет, принимая на себя различные роли, придумывая ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно.
Воспитание социальной направленности личности представляет важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики. Для дошкольников наиболее значимым являются социальные отношения, которые возникают у них в процессе взаимодействия с близкими родственниками и со сверстниками. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, в состав которой включается ориентировка ребенка в природе, в предметах созданных руками человека, явлениях общественной жизни, явлениях собственной жизни и деятельности, в самом себе.
Дидактические игры и занятия социальной направленности способствуют возникновению у детей потребности к установлению определенных социальных отношений со своими сверстниками и близкими взрослыми.
Основной целью этих игр и занятий является формирование, накопление и усвоение детьми социального опыта, норм и образцов поведения в социуме.
В ходе достижения основной цели решаются следующие задачи:
1. Формировать у ребенка представления о себе;
2. Развивать сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитания навыков совместной деятельности;
3. Формировать навыки адекватного восприятия окружающих явлений и предметов;
4. Укреплять прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми;
5. Формировать различные способы сотрудничества со знакомыми взрослыми;
6. Учить общаться со сверстниками, устанавливать положительный эмоциональный контакт;
7. Воспитывать положительное отношение к предметам живой и неживой природы;
8. Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации.
Такие занятия проводятся один раз в неделю. Игры социальной направленности можно проводить, начиная с младшего возраста с постепенным усложнением к старшему возрасту. Такие игры можно планировать не только во время занятий, но и в любые режимные моменты.
Дидактическая игра не только способствует всестороннему развитию ребенка, но и удовлетворяет его в значительно большей мере, чем какая-либо другая деятельность. Она является, как бы школой, в которой дети учатся жизни. В дидактической игре формируются коллективные отношения, положительные черты характера. Выполнение правил игры способствует тому, что коллектив детей укрепляется, становится более дружным, изменяется поведение детей. У них появляются обще интересы, заботы, привязанности. И, наконец, дидактическая игра вызывает сильные эмоциональные переживания. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на различном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
При проведении дидактических игр, также как и проведение занятий, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Они кратковременны (10 – 20 минут) и важно, чтобы во все время игры не снижалась активность играющих, и не падал интерес к игровой задаче.
В процессе социального развития дошкольника выделяются три базовых концентра значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».
Дидактические игры социальной направленности в разных возрастных группах имеют некоторые отличительные особенности. В младших группах педагог сам играет с детьми. В этих группах следует формировать такие представления:
1. О себе (учить детей узнавать себя на фотографии, называть свое имя, называть части своего тела и лица, знать их назначение);
2. О людях, близких по каждодневному общению (учить детей называть имена сверстников и близких взрослых, узнавать их на фотографиях).
В старших группах закрепляются, уточняются и расширяются представления детей:
1. О себе (уметь выделять характерные признаки своей внешности, знать и называть свою фамилию; дифференцировать свои имя и фамилию; знать и называть свой возраст);
2. О людях близких по каждодневному общению: о сверстниках по группе, о взрослых – сотрудниках детского сада (называть имена и отчества взрослых и действия этих людей, связанные с выполнением их профессиональных обязанностей).
В дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием ребенка и всего коллектива. Также как и любой игре в ней проявляются особенности характера детей. Огромное значение в игре имеет слово педагога, обращение к детям, объяснение – все это раскрывает содержание игры, участие в ней детей.