Анжела Володина
Особенности развития мелкой моторики руки у дошкольников в процессе организации кружковых занятий по вышивке
▼ Скачать + Заказать документы
Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать детям для перевода на материал? Как убедить своих воспитанников в том, что все видимые предметы и явления, прежде чем они будут воплощены в материале, должны пройти творческую декоративную переработку? Чаще всего ребята стремятся сразу начать работать в материале. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) влечет к случайным, маловыразительным картинкам, которые они переводят на материал. Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа. В процессе творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства учащиеся должны понять, что каждый материал требует лишь ему присущей декоративной трактовке и обобщения. Задача руководителя - направлять процесс отбора возможных композиций для перевода в материал. Дети должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия - образцы. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного материала. Н. М. Конышева пишет: «если даже замечательные люди из области искусства в начале своей творческой деятельности не могли обойтись без следования образца, то дети… нуждаются в помощи воспитателя, в противном случае их самостоятельность превратится в бесплодное оригинальничание или в непосильное «творчество» без знания путей и средств выполнения творческих замыслов» [27;46]. Очень многое зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и чтобы его можно было выполнить за один - два занятия. Руководитель кружка должен иметь, что на задания общего характера, выполняемые детьми по одному и тому же образцу, у каждого из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первую композиция, другой успеет сделать две - три работы. В этом специфика индивидуально-творческой деятельности в кружке. С самого началанадо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе. Использование образцов возможно на стадии общего знакомства со спецификой того или иного вида декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем главной становится самостоятельная творческая работа детей. Жарова Л. В. отмечала, «активность и самостоятельность дошкольников должна проявляться не только, на занятиях, но и в практической деятельности, в работе над собой и, в частности, в определении своего места, своей сферы и роли служения обществу»[19;54]. В этом плане ведущую роль призвано сыграть проблемное обучение. Как показал опыт работы лучших учителей, проблемное обучение, основой которого является создание и организация различных типов проблемных ситуаций перед учащимися, управление их деятельностью в ходе решения проблем способствует успешному решению учебно-воспитательных задач, поставленных перед изобразительным искусством в общеобразовательной школе. Проблемное обучение предполагает проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросов. Проблемные ситуации характеризуются условиями, когда человек не может выполнить известными ему способами поставленного перед ним задания, для чего необходима активизация процессов его мышления. Проблемное задание - это задание практическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащим для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос - это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия. При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, самостоятельном выборе детьми рационального способа действия, приема выполнения задания, например, рисунка. Данные положения необходимо учитывать в процессе обучения детей декоративно-прикладному искусству, поскольку именно этот вид занятий часто характеризуется процедурами репродуктивного характера. Для реализации путей развития творческих способностей мы должны таким образом организовать кружковые занятия, чтобы дети постоянно находились в ситуации решения творческих задач, то есть создавать проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникли в результате побуждения детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определить понятия. Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя. В процессе поисков решения проблемы учащиеся нередко возникающие противоречия между уже имеющимися знаниями и требованиями задачи, выявляют новые элементы знаний, способы оперирования им, овладевают способами познания, что расширяет их возможности в решении еще более сложных проблем. Эта активная самостоятельная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и тем самым - к микросдвигу в их умственном развитии. Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих принципов решения целого класса задач, в основе которых лежат неизвестные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Выбор задачи-проблемы зависит и от наличия у школьников исходного минимума знаний или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить детей с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с тем надо помнить, что эти знания должны служить опорой для поисков пути решения, а не наводить, не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной. Поставив проблему, учитель должен дать дошкольникам самим попытаться ее решить на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что этих знаний для достижения цели явно недостает, а затем принять участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию. Он ограничивается критикой ложных ходов мысли при попытках школьников найти решение. Наиболее эффективное средство для создания проблемных ситуаций - использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача. Задачи-проблемы ставят детей в условия неопределенности, и возникновение ошибок здесь вполне возможно. Такие ошибки не страшны, если преподаватель обратит внимание школьников на них и добьется понимания тех причин, которые породили ошибки, и способов их преодоления, Основной путь к открытию нового для человека способа решения проблем - "анализ через синтез". Он предполагает включение содержащихся в условии задачи основных и выводимых из них промежуточных данных во все новые и новые системы связей, благодаря чему в них выявляются не выделенные ранее свойства, отношения, раскрываются возможности их использования для достижения цели. Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у детей определенную познавательную потребность, но и обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение детей в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем. Это неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности и требует от ребенка выведения такого уровня, на основе имеющегося, которым он еще обладал, то есть решение творческой задачи, необходимо следовать целенаправленным, последовательным занятиям Беззубцева В. Г. [5,29], раскрывает основные направления подготовки руки к письму. Подробно излагает содержание каждого направления, которые находят свою реализацию на занятиях в детском саду. И в качестве первого направления в работе по подготовке руки к письму рассматривают упражнения и занятия, направленные на развитие мелкой моторики и ручной умелости. Важно, что педагоги указывают на соблюдение ряда методических требований при проведении развивающих занятий. Для развития определенных умений ребенка важным является соблюдение последовательности и индивидуальности в его обучении, опора на уже сформированные навыки и работа в зоне ближайшего развития ребенка в атмосфере многообразия и индивидуального выбора ребенком интересного ему занятия. Необходимо исключать переутомление в выполнении упражнений, направлять внимание на осознанность ребенком выполняемых действий, а также существует необходимость регулярного повторения пройденного материала по кольцевому принципу: через один-два дня – первый цикл повторения, через 10 дней – второй цикл повторения и через 4 недели – третий цикл повторения. При обучении ручным умениям необходимо предусматривать пропедевтический этап и комплексность приемов при проведении занятий. В образовательных учреждениях широко представлена работа с обучающимися по развитию ручной умелости в процессе художественно-творческой деятельности детей. Однако меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности: вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства – вышивка. Вышивка - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Техникам вышивки, возможно, обучать детей уже со старшего дошкольного возраста. Кроме того, практика показывает, что чаще всего берутся обучаться вышивке учащиеся с достаточно развитой мелкой моторикой. При организации занятий по обучению техникам вышивки дошкольников и младших школьников чаще всего выбирают форму кружка с программой обучения рассчитанной на 3 года. Например, содержанием первого года обучения вышивке является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами нитей, историей рукоделия, формирование умения держать иглу, запяливать ткань, выполнять примитивные стежки и техники,, правильность закрытия нити на обратной стороне вышитого изделия, длину используемой нити для вышивки, создание атрибутов для сувениров, создания панно и творческий проектов своими руками. Содержанием второго года обучения может стать формирование умения создавать картины, строить цветовую гамму нитей без привлечения помощи педагога, приема обвязывания края канвы, изготовления плоскостных и объемных картин, расшитые одежды и других изделий. При этом учитывается, что от условий, в которых занимаются дети, во многом зависит успех обучения. В оформлении интерьера комнаты, где проводятся занятия, должны быть вышитые изделия, выполненные руками педагога и детей. Большую роль играет рабочее место. Во время работы дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П., главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту малыша, а рабочее место должно быть хорошо освещено. Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяются три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ, место для выставки детских работ. Обязательно в уголке наличие фотографий,, схем вышивок, дидактических игр, знакомящих со свойствами нитей, цветовым колоритом, составлением панно, и т. д. Детям удобнее всего работать с хлопчатобумажными нитями средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и шерстяные яркие нити, привлекающие внимание детей своей красочностью. Во время вышивки иглы лучше держать в специальной игольнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего. После работы иглы и ножницы убираются в коробку вместе с незаконченной работой. На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлической иглой с тупым концом, средней длины, ножницами с тупыми концами. При планировании работы кружка, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы, такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и др. С учетом этих принципов в процессе обучения вышивки выделяют этапы : вышивание различных швов и мелких картинок на первом этапе. Вышивание более сложных цветовых картинок на втором этапе. Используются дидактические игры, расширяющие кругозор обучающихся и вызывающих интерес к освоению техник вышивки. При переходе к практическим занятиям необходимо включать в занятия пальчиковую гимнастику и физкультминутки для предупреждения переутомления. Рисунки и индивидуальные схемы для каждого ребенка должны показывать положение руки и пялец при вышивке. Все практические приемы вышивки лучше всего давать детям в индивидуальной форме, заняв остальных детей подбором цветных нитей или дидактическими настольными играми. Когда дети овладеют простейшими приемами вышивки, можно использовать групповую форму работы. Первые задания должны быть небольшие, чтобы дети быстро получили результат. Можно выполнять коллективные работы (миниатюры вяжет каждый ребенок, а фон панно — общий) или создать изделие по принципу разрезной картинки. В целом считается, что средний возраст учащихся, обучающихся технике вышивки - 6-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. Программа рассчитывается на 1 год обучения – 72 часа занятий. В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков из области вышивки, так и умеющие вышивать разными техниками вышивки. Программа разработана для учащихся 4-16 лет, количество детей в группе 12 – 15 человек. Режим работы – 2 раза в неделю по 2-3 часа. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.