Виктория Блинова
Значение дидактических игр для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение дидактических игр для детей раннего возраста.
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. При проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать то стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребёнка действовать независимо, по- прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Именно взрослый помогает ребёнку выделить нужные свойства предметов и явлений, показывает более сложные приёмы работы, нацеливает на игровые действия более высокого уровня, ставит перед малышом ряд задач, решение которых достигается при непременном соблюдении правил.
Публикация «Значение дидактических игр для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Младшая группа
- Темочки
В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать. Так же ребёнок овладевает речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песни, потешки, игрушки игры, которые забавляют и учат маленького ребёнка. Например,такая потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).
Народ создал чудесные произведения- потешки, прибаутки, с тем чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка.
Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнений детей в произнесении звуков. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, и др. детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различия формы, величины, цвета предметов,овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку. Ценность дидактической игры заключается в том, что воспитатель не только определяет её ход, но и прогнозирует некий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей. В ходе дидактической игры у ребёнка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата. Активность ребёнка при этом может проявляться в различной моторной деятельности (ощупывание рукой, движение тела, осматривание, слежение глазами и т. п.). Применение воспитателем методов и приёмов прямого руководства (показа, объяснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пределах, не разрушающих саму игру, её игровой замысел и игровое действие. В некоторых играх сообщение новых знаний входит в ход игры, в других требуются знания, приобретаемые лишь в процессе систематического обучения.
Многому можно научить ребёнка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др., а так же на прогулках, в играх. Например во время умывания:
Водичка, водичка, умой моё личико, (водим руками по лицу)
Чтобы глазки блестели, (водим пальчиками по векам)
Чтобы щёчки краснели, (круговые вращение руками по щекам)
Чтоб смеялся роток, (улыбаемся)
Чтоб кусался зубок! (клацаем зубками)
Это способствует нравственному воспитанию ребёнка. Развиваем умение повторять движения и слова за воспитателем.
Во время занятий у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается сосредоточенность на том, что ему показывает и говорит воспитатель. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Развитие сосредоточенности и способности к подражанию- необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность.
В дидактической игре по- разному преломляются различные стороны учебно- воспитательной работы.
Физическое воспитание. Двигательное начало сближает дидактическую игру с подвижной на основе близости структурных элементов, но её обучающее начало выступает гораздо сильнее, что вносит в неё мощный познавательный элемент.
Игра- потешка «Мы ехали…»
Цель: научить детей бегать на носочках, прыгать на двух ногах и приседать на корточки. Развивать способность к подражанию, интерес к играм.
Мы ехали, мы ехали, (бег на носочках)
В город за орехами!
По кочкам, по кочкам, (прыжки на двух ногах)
По узеньким дорожкам!
В ямку бух, (присаживаемся на корточки)
А там сидит петух!
Умственное воспитание. Развивающее значение дидактической игры заключается в том,что она способствует становлению самостоятельности в игре. Посредством игры углубляются познавательные интересы, активизирующие процесс его умственного развития.
Пример: игра «Что изменилось?»
Цель: учить детей определять состояние погоды, закреплять знание характерных особенностей времён года.
Выводим куклу на прогулку и учитывая особенности погоды подбираем карточку с изображением одежды.
Воспитатель приносит куклу одетую в сарафане. Кукла жалуется детям: «Ребята, я так замёрзла пока дошла сюда.» воспитатель побуждает ребят посмотреть в окно и спрашивает «Как оделась кукла, правильно или нет? В такой одежде, как у неё на улицу нельзя выходить, потому что холодно. Когда носят сарафан (летом). Как узнать, как сегодня нужно одеваться, чтобы пойти на улицу?» (посмотреть в окно).потом воспитатель показывает карточки с изображением времён года и дети подбирают одежду кукле. Дети называют несколько явлений по временам года и показывают на карточках.
Нравственное воспитание. Воспитательное значение дидактической игры состоит в том, что она благотворно влияет на формирование взаимоотношений детей, способствует воспитанию коллективистских качеств. Например: «Водичка, водичка…», игра «Проводим уборку», «Помоги мишке».В игре «Помоги мишке» мы преследуем такие цели: научить детей группировать предметы: посуда, мебель, одежда. Развить желание помогать другим.
Воспитатель сообщает детям о том, что медвежонок переезжает в другой домик. К новому дому подъехала машина и надо разгрузить вещи. Мишка всё время ошибается, не знает, что к чему относится. Дети помогают сгруппировать привезё нные вещи: тарелка, кастрюля,чашка, чайник, сковорода – посуда; куртка, свитер, юбка, платье- одежда; стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф- мебель.
Игра «Чей малыш?»
Цель: развивать знание о животных и их детёнышей, о понятиях «много», «мало», учить правильно подбирать детёнышей к каждому животному, приучать детей к совместной деятельности. Игра «Найдём детёныша!» Цель: закрепить знание о домашних животных, кто как разговаривает, упражнять в правильном звукопроизношении. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать другим и сопереживать. Воспитатель ставит перед собой на стол животных-мам, детям раздаёт их малышей. «Ребята, кто у вас в руках (животные, какие они,маленькие или большие (маленькие). А у меня? Они потеряли своих детёнышей, давайте им поможем их позвать! Воспитатель показывает животное и спрашивает «Кто это? Как она разговаривает? Давайте вместе позовём её детёныша.» ребёнок, у которого этот детёныш, подходит к животным и ставит его рядом с мамой.
Трудовое воспитание. В процессе дидактической игры ребёнку приходится преодолевать различные затруднения, что способствует воспитанию не только волевых качеств, но и привычки трудиться. Специально организованные игры по формированию положительного отношения к труду способствуют закладке основ нравственности у детей, воспитанию устойчивой нравственной позиции.
Художественно- эстетическое воспитание. Дидактическая игра имеет некоторое сходство с творческой игрой непосредственно в её игровом начале. Все обучающие цели и задачи должны ставиться в согласии с художественными, а следовательно творческими, поэтому на первый план в игре выступает художественно- творческий смысл упражнения и игры. Например: Игра «Лото игрушки». Эта игра используется самостоятельно и оказывает благотворное влияние на развитие организаторских способностей. Развивает знание о разнообразии игрушек, умение правильно подбирать карточку к рисунку. Приучать детей играть друг с другом.
Игра «Поиграйка».
Цель: Помочь ребёнку развить зрительное восприятие, выбрать устойчивые представления о форме, цвете, величине предметов.
1) Находим окошки к каждой картинке по цвету и величине.
2) Находим каждому зайчику его окошко по цвету.
3) Находим каждому поросёнку свою дверь по величине.
4) Медведям надо помочь найти свою кровать. (Медведь- дедушка, медведь- бабушка, медведь- внук (из сказки «Маша и медведи.»).
Важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению,умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Дидактические игры нельзя рассматривать с точки зрения ценности одной лишь дидактической цели; эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.