МААМ-картинки

Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка

ромашкина ирина
Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Значение детского экспериментирования

для психического развития ребенка.

Как доказал Н. Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Публикация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка» размещена в разделах

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты последствиями.

Если проанализировать образовательные программы дошкольного воспитания 60 – 70-х годов можно установить, что опираются они на принцип словесного транслирования информации от педагога к ребенку. И большинству педагогов – дошкольников даже в голову не приходило рассматривать лужу как «источник» познания: перемажутся, ноги промочат.

Таким образом, и родители, и педагоги, не осознававшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают, наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок всё может делать самостоятельно.

К этой мысли педагоги идут с разных сторон, используя следующие идеи:

• создание развивающей среды;

• личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса;

• природосообразное обучение;

• педагогика сотрудничества;

• раскрепощение детей;

• Монтессори – педагогика;

детское экспериментирование.

По сути, эти идеи представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж. Ж. Руссо, может сделать деятельность небезопасной: «Предоставляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного … Я не знаю, видел ли кто–нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий».

Каков же выход из положения? Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.

Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент :

физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т. е. экспериментирует со словами;

личностный: узнает свои личные возможности;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден : он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Опыты для дошкольников с объектами неживой природы (водой, воздухом, другими минералами) разрабатывал И. С. Фрейдкин. Организацией наблюдений за объектами живой природы занималась С. Н. Николаева.

Светлана Николаевна Николаева разрабатывала методики, которые позволяли педагогу выйти из привычного тоннеля вербализма (исключительно словесного обмена информацией). Ведь можно просто сообщить ребенку : бабочка похожа на цветок, чтобы обмануть своих врагов, чтобы легче от них спрятаться. А можно убедить детей в этом по-другому. В арсенале Николаевой было, например, такое пособие. Плоскость тонкого картона делилась на 2 части: одна – белая, другая цветочная, как цветочный луг. На картон помещалась бабочка, которая могла перемещаться по поверхности с помощью магнитиков. «Перелетит» бабочка на белое поле – и видна всему свету. Окажется на цветной плоскости – и сразу становится незаметной для глаза: не сразу и обнаружить. Поиграет так педагог с детьми и лишь потом спросит: как они думают, почему же бабочка в цветное «платьице» нарядилась?

В программе Н. М. Крыловой и В. Т. Ивановой «Детский сад – дом радости», в методическом пособии О. В. Дыбиной много примеров детского экспериментирования на бытовом уровне. Например, на занятиях по изобразительной деятельности детям разрешается брать любую бумагу, и если они выбрали неподходящую (например, салфетку для изготовления кораблика, им не делают замечаний и не дают советов: ребенок запомнит свойства бумаги и на следующий раз возьмет такую, какую надо.

Гораздо сложнее изменить ментальность педагогов. Им хочется, чтобы каждый раз дети все делали правильно, чтобы в итоге их деятельности конечный результат получался качественным. И тот вариант, что у ребенка в процессе деятельности ничего не получилось, кажется им совершенно не приемлемым.

Как ни странно, но эффективному использованию метода детского экспериментирования мешает позитивный фактор – хорошо разработанная методика развития речи. Очень часто после проведения работы по детскому экспериментированию на вопрос : «Что было самым трудным?», педагоги отвечают: «Молчать». Они привыкли много говорить, хорошо объяснять, давать образцы речи. Всё это было бы правильным, если бы было в педагогическом процессе доминирующим. Ведь в дошкольном возрасте мышление всё-таки является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Об этом хорошо сказал И. Г. Песталоцци: «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!» А также К. А. Тимирязев: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». И великий дидакт Я. А. Коменский: «Старательно упражняя чувства в области правильного восприятия различий, существующих между предметами, мы положим основание и для всей мудрости, и для всего мудрого красноречия, и для всех разумных жизненных действий».

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что весьма перспективным на современном этапе становится использование проблемного обучения.

«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс» (С. А. Рубинштейн).

Настало время широкого внедрения проблемного обучения и экспериментирования как метода этого обучения в практику работы дошкольных учреждений.

Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению. Сначала происходит внешнее действие с предметами. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т. е. происходит внутреннее действие в эксперименте — мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Ребенок начинает задавать вопросы: зачем, почему, как?

Любое экспериментирование начинается с наблюдения — это первая ступенька в процессе естествознания. А выдающийся учитель-физик Анатолий Шапиро выделяет несколько таких ступенек.

Наблюдение. Вначале наблюдение происходит по просьбе воспитателя, а потом переходит в потребность для ребенка. У одних детей этот период потребности к наблюдению проходит, а у других остается на всю жизнь.

Размышление об увиденном. Дети обсуждают увиденное, выдвигают гипотезы и оценивают с точки зрения интереса и оригинальности.

Измерение, замер. Это трудный этап для детей, так как используется математика. Делается шаг от бытового уровня к профессиональному при помощи точной науки — математики.

Проверка гипотез на прочность. При помощи «мозгового штурма» идет проверка гипотез. Можно предлагать и невероятные гипотезы.

Предсказание. Ребенок может пересказать, что увидел. Он может и предсказать, что мы должны увидеть, и объяснить, почему это произойдет.

Последние ступеньки трудны для ребенка, но отдельные дети легко с этим справляются.

В исследовательской деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Возникновение проблемы.

2. Выдвижение гипотез (предположений).

3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).

4. Выводы (установление связей).

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

• максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

• безотказность действия приборов и правил обращения с ними;

• показ только существенных сторон явления или процесса;

• отчетливая видимость изучаемого явления;

• возможность участия ребенка в повторном эксперименте.

Чем отличаются результаты продуктивной, исследовательской деятельности и сюжетно-ролевой игры?

В этих видах детской деятельности есть сходство. В продуктивной и исследовательской деятельности получают готовый продукт, в исследовательской и игровой устанавливают отношения.

При организации опытно-экспериментальной деятельности педагогам необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:

1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.

2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям.

3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе.

4. Подводить детей в процессе опыта к самостоятельным выводам.

5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта.

6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей.

Публикации по теме:

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского садаОрганизация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада. Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила.

Проект «Кормушка для пичужки». «Значение изготовления книжек — малышек для развития ребенка»Проект «Кормушка для пичужки». «Значение изготовления книжек — малышек для развития ребенка» В рамках реализации проекта «Кормушка для пичужки» детям и родителям наших воспитанников было предложено сделать книжки – малышки о зимующих.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка
Опубликовано: 28 января 2021 в 17:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем ромашкина ирина (УИ 1417348) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД