МААМ-картинки

Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

Альбина Файрушина
Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику. Это специальных игры и упражнения, которые способствуют снятию мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения.

Публикация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения» размещена в разделах

Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упражнение, необходимо проводить массаж губ и языка и пассивную артикуляционную гимнастику. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).

Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую полость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздушная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болеющих простудными заболеваниями.

Активная артикуляционная гимнастика

Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов - артикуляции в определенной позе в течение 2—5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — отдохни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два.,») или же по команде взрослого. На-пример, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, команды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз.» Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).

Специально для вас, уважаемые родители, был подобран комплекс артикуляционных упражнений на разные звуки.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ОРГАНОВ К ПОСТАНОВКЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ (С, З, Ц)

ПОКУСАЕМ ЯЗЫК

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку в выполнении упражнения.

Обратите внимание! 1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. 2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

ЛОПАТОЧКА

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»

ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ

Описание. Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Обратите внимание! 1. Язык двигается из стороны в сторону, стараясь «почистить» весь верхний, а затем нижний ряд зубов. 2. Губы неподвижны.

ГОРКА (МОСТИК)

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.

ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА

Описание. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками.

Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание! 1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Обратите внимание! 1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку. 2. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».

УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (Ш, Ж, Ч, Щ)

ЧАШЕЧКА

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Обратите внимание! 1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. 2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. 3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Обратите внимание! 1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем). 2. Язык широкий, в форме чашечки. 3. Если упражнение не получается, то нужно вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).

ФОКУС (ДУЕМ С ЧАШЕЧКИ)

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение. На кончик носа прикрепить кусочек кальки (1,5 см х 1,5 см) и сдуть его — он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание! 1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. 2. Не сжимать язык

зубами. 3. Выдох плавный, длительный.

Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)

Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Обратите внимание! 1. Улыбнуться так, чтобы были»видны верхние и нижние зубы. 2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р]

ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)

Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Обратите внимание! 1. Улыбнуться так, чтобы были»видны верхние и нижние зубы. 2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

МАЛЯР

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад.

Обратите внимание! 1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»). 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

ЛОШАДКА

Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Обратите внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). 2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

БАРАБАНЩИК

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). 2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка», 3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

Обратите внимание! 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Звук «д» носит характер чёткого удара, не «хлюпает». 3. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).

УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Л]

ПАРУС

Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Обратите внимание! 1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка». 2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».

ИГОЛОЧКА

Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание! Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.

МАЯТНИК

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Обратите внимание! 1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна. 2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

КАЧЕЛИ

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Обратите внимание! Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Публикации по теме:

Консультация «Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения» «Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения». Что такое артикуляционная гимнастика Артикуляция (с латинского articulo.

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников Семинар-практикум для педагогов ДОУ Провела:.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения» Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения. Учитель логопед: Арбузова И. Ю.

Играем вместе с мамой. Значение артикуляционной и пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей Играем вместе с мамой! Значение артикуляционной и пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей – выступление на родительском собрании.

Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения? Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя.

Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.

Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения» О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Серьёзность такой задачи, как воспитание чистой речи у детей дошкольного.

Мастер-класс для родителей «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» Цель «Мастер класса»: обучение родителей путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм.

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения Каждый ребенок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Своевременное овладение правильной,.

Тренинг «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 11:09
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Файрушина (УИ 2076087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД