людмила пальчикова
«Зимний пейзаж». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчикова Людмила Сергеевна, педагог дополнительного образования по ИЗОдеятельности
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 185» г. Воронеж
Тема: «Зимний пейзаж».
Задачи:
Образовательные:
Прививать приемы рисования деревьев разных пород. Закреплять умение строить композицию картины. Формировать умение изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними. Отражать свои впечатления в рисунке, используя гуашевые краски.
Публикация «„Зимний пейзаж“, Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний пейзаж. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Развивающие :
Развивать творческое воображения, фантазию, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности строения деревьев, размышлять, обобщать результаты. Развивать технику рисования гуашевыми красками. Развивать умение экспериментирования с красками для получения оттенков нужного цвета. Развивать фантазию, творческие способности, изобразительные усилия и навыки. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Воспитательные:
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Материалы: Иллюстрации зимнего пейзажа, флеш накопитель с музыкой, гуашевые краски, палитры, кисти, альбомные листы бумаги, тонированные на две трети листа, стаканчики с водой, салфетки.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за строением деревьев – сосен, елей и лиственных деревьев (обращаем внимание на цветовую гамму окружающей природы). Сравниваем предметы (деревья, которые находятся близко – большие, яркие, четкие, деревья, которые растут далеко – маленькие, нечеткие). Рассматривание пейзажа из окна и на прогулке (напротив окон красивые сосны). Обобщение представления детей о типичных зимних явлениях в живой и неживой природе. Чтение стихотворений русских классиков о зимнем времени года. Прослушивание музыкальных произведений классической музыки на зимнюю тематику.
Ход ООД:
Педагог: Здравствуйте, ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Давайте посмотрим в окно. Какое сейчас время года?
(Ответ детей)
Педагог: Правильно. Зимнее время года, прекрасная пора – одно из самых любимых. Мы любим зиму за ее красоту. Любоваться зимней природой можно бесконечно! Поэты воспевают волшебницу – зиму в стихах. Ребята, кто знает стихотворения о зиме?
(дети рассказывают стихотворения)
(1 ребенок)
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит (А. С. Пушкина «Зимнее утро»).
(2 ребенок)
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака (С. А. Есенин).
(3 ребенок)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит (Федор Тютчев).
(4 ребенок)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна. (С. Есенин)
Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется (Все дети) «Пейзаж»!
Педагог: Верно, пейзаж – это изображение природы. Это картина, на которой
изображены лес, поле, река, озера. А если мы с вами посмотрим в окно, то можем увидеть готовую картину. Художники написали много картин о зиме. Сейчас мы посмотрим на экран и узнаем картины художников (демонстрация слайдов – Игорь Грабарь «Февраль», Игорь Грабарь «Зимний вечер», Иван Шишкин «Зима»). Хотелось бы подробнее остановиться на одной из них.
Педагог: Давайте поговорим о картине Ивана Шишкина «Зима». Что же изображено на ней?
(Варианты ответов детей) Нарисован лес, укрытый снегом. На переднем плане маленькие елочки, засыпанные снегом и поломанные ветки. На одной веточке сидит птичка.
Педагог: А какого же цвета снег?
Дети: (Снег не только белого цвета, но и желтоватого, сероватого, фиолетоватого, коричневатого цветов).
Педагог: Хорошо. Правильно. Художник показал заснеженный лес, спящий под белым покрывалом снега. Массивные тёмные стволы чётко выделяются на фоне светлого снега. Молодые ёлочки укрыты белоснежным снегом. Ветви деревьев сгибаются под тяжестью недавно выпавшего снега. Мрачный тёмный лес и светлый воздушный снег заставляет зрителя почувствовать силу и мощь дремлющей до наступления весны природы. Спокойствие, тишина, красота, укутанная снегом природа. Нет следов на снегу, лес словно вымер, жизнь на картине замерла. Художник смог изобразить сказку зимнего леса.
Педагог: Мы с вами посмотрели, какой же снег изображен на картине. А какой же мы видим снег на улице, какой же он бывает?
(Варианты ответов детей) Снег бывает серебристый, хрустящий, мягкий, искрящийся, холодный и т. д.
Педагог: Отлично. А сейчас предлагаю вам немного поиграть в снежки.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, (показывают круг, сжимают ладони вместе)
Очень гладкий (гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок)
И… сломаем (топают)
Практическая работа:
Педагог: Давайте представим себя художниками и нарисуем зимний сказочный лес. Но сначала, посмотрите, как я буду это делать.
(Объяснение педагога)
1. Берем предварительно затонированный на две трети лист (верхняя часть листа голубым – небо, нижняя часть листа остается белым.)
2. Смешиваем на палитре зеленый и красный цвета – получаем коричневый. Начинаем рисовать ствол дерева на переднем плане. Рисуем снизу вверх.
Обращаем внимание, что снизу дерево шире, сверху узенькое. Далее намечаем ветки, снизу они толще и крупнее, вверху тоньше, все направляются вверх, тянутся к солнышку.
3. А вот зеленая елочка оживляет пейзаж. Он становится веселее. На заднем плане рисуем маленькую елочку. Это большое, взрослое дерево, но оно нам кажется маленьким, потому что расположено достаточно далеко.
4. Промываем кисть хорошо, берем белую краску и намечаем снег «тычкованием» на ветвях елочки и голого дерева, а так же падающий снег на нашем небе.
5. Если на снегу появляются следы – их можно прочитать, как книжку, и отгадать: кто оставил отпечатки своих лапок (птица или зверь). Смешиваем белый и берем синего немного - на кончике кисточки, рисуем кончиком кистью следы, которые начинаются от края листа, «оббегают» вокруг дерева, направляются к елочке и скрываются за ней.
Теперь, предлагаю вам пройти за столы и нарисовать зимний пейзаж.
(Звучит музыка Лист Ф. Трансцендентный этюд №12 «Зима», Вивальди «Метель»).
Во время рисования, прохожу между столами, корректирую работу детей, показываю на пробниках ошибки, обращаю внимание на осанку детей.
Итог:
Педагог: Какие красивые пейзажи у вас получились, нарядные, праздничные.
Что вам больше всего понравилось на ваших картинах? Как вы считаете, у всех ли получились работы?– Ответы детей.
Педагог: Какие вы молодцы! Предлагаю вам оформить ваши работы в альбом пейзажей и показать его на ближайшей выставке, которая будет в нашем детском саду. А в дальнейшем пополнять его новыми работами.