Валентина Сорокина
Комплексное занятие по художественно-эстетическому творчеству «Зимний пейзаж» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ :
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.
2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами поэзии и изобразительной деятельности, используя знания детей.
З. Воспитывать любовь и уважение к русской классике на примере : А. С. Пушкина, И. З. Сурикова, П. И. Чайковского.
ЗАДАЧИ :
1. Помочь детям почувствовать красоту природы в художественных образах (музыке, живописи, поэзии)
Публикация «Комплексное занятие по художественно-эстетическому творчеству „Зимний пейзаж“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние деревья, пейзаж. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Закрепить умение пользоваться художественным материалом, а также использовать в своей работе нетрадиционные виды материалов для создания композиции (пейзажа)
З. Раскрыть смысл слов суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая, спокойная величественная.
4. Закрепить понятия : «вечерний пейзаж»
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ :
* Приготовленные детьми эскизы, акварельные краски, гуашевая белая краска, кисти, восковые мелки зеленого и коричневого цвета, баночка с водой и свеча (волшебная льдинка)
* Репродукции картин о зимней природе : А. А. Пластов «Первый снег» И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж», А. А. Рылов «После вьюги», Н. Д. Кузнецов «Иней»
* Иллюстрации зимних пейзажей
* Энциклопедия живописи для детей
* Портреты : А. С. Пушкин, 113. Суриков
* Музыка : П. И. Чайковский
- Утреннее размышление
- Зимнее утро
- Времена года (декабрь «Рождество», Январь «У камелька», Февраль «Карнавал»)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
Наблюдения за явлениями природы на прогулке;
Рассматривание иллюстраций, картин о зиме ;
Разучивание стихотворений, песен ;
Слушание музыки;
Составление детьми на предшествующем занятии эскиз пейзажа (простой карандаш, слабый нажим)
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ : 35-40 минут
1 часть - 5-7 минут
2 часть - 15-20 минут
3 часть - 5 минут
4 часть - 7 минут
5 часть - 3-5 минут
1 ЧАСТЬ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Дети стоят на ковре, воспитатель стоит рядом
Воспитатель :
Ребята, мы сегодня отправимся с вами лес на волшебном ковре - самолете, чтобы почувствовать красоту и величие русской природы.
Дети садятся на ковер полукругом по - турецки. Воспитатель садится перед детьми на ковре на стульчик.
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ О ЗИМЕ
Воспитатель :
Прилетела Зима на сказочных санях погулять по русским просторам, полюбоваться красотами земли русской. опустилась она на землю прогуляться. Где зима гуляет? Об этом нам поведал А. С. Пушкин в своем стихотворении, которое нам прочитает Катя. (Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя» (стоя рядом с портретом А. С. Пушкина)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассылалась ; клоками
Повисла на суках дубов ;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов ;
Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою ;
Блеснул мороз.
И рады мы проказам матушки зимы.
Воспитатель : А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей, а какими еще словами можно охарактеризовать зиму?
Ответы детей : (Зимушка - хрустальная : Невидимка ; Гостья - зима Зимушка - зима ; Зима - белоснежная : Зима - чудесная)
Воспитатель : Эти слова rоворят о зиме, что она может быть какая?
Ответы детей : разная
Воспитатель : Посмотрите, какую разную зиму нарисовали художники в своих картинах.
Воспитатель показывает картины (жестом)
Ответы детей : суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая, а бывает и красивая - спокойная, величественная.
Воспитатель : Ребята, как называется картина, которую нарисовал художник о природе?
Ответы детей : пейзаж.
Воспитатель : А как вы думаете, какой пейзаж изображен на картинах?
Ответы детей : зимний пейзаж.
Воспитатель : На некоторое время вы станете тоже художниками. А для этого нам нужно перейти в нашу творческую мастерскую.
Дети проходят и садятся за заранее приготовленные места.
2 ЧАСТЬ (ОСНОВНАЯ)
Воспитатель: Мы с вами будем рисовать вечерний пейзаж. Для этого нам понадобятся : заранее приготовленные вами эскизы, акварельные краски, гуашевая краска белого цвета, кисти, восковые мелки коричневого и зеленого цвета, баночка с водой и волшебная льдинка. С помощью волшебной льдинки ваши эскизы оживут. Для этого вы должны следить за моими просьбами. Но сначала вы должны оживить елочку с помощью восковых мелков коричневого и зеленого. Помним, что хвоинки удлиняются с макушки к низу. Приступаем.
Дети начинают рисовать елочку восковыми мелками.
Воспитатель : А теперь настал момент для рисования волшебной льдинкой. Итак, взяли в руки волшебные льдинки, острием этой льдинки обводим оставшийся эскиз, как бы еще один раз его прорисовывая Дети выполняют. Воспитатель ведет визуальный контроль.
Воспитатель : Напоминаю вам, что сугробы и луну необходимо полностью закрасить волшебной льдинкой. А теперь настает волшебный момент. Мы же с вами рисуем вечерний пейзаж, да? Какой цвет краски выбрать для изображения вечера?
Ответы детей : фиолетовый.
Воспитатель : Правильно. Какой кистью удобнее тонировать бумагу?
Ответы детей : толстой, широкой.
Воспитатель : Тонируем бумагу слева - направо, с верхней части листа к нижней. (Воспитатель показывает жестом) Волшебство начинается. Дети выполняют работу. Воспитатель : Чтобы оживить луну, добавим вокруг нее желтую краску, чтобы она засветила. Что же у вас получилось?
Дети : вечерний пейзаж.
Воспитатель : Правильно. Но он еще не завершен. А завершим мы его после минутки поэзии, которую проведем на нашем ковре - самолете.
3 ЧАСТЬ (МИНУТКА ПОЭЗИИ, ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
Воспитатель : Сели поудобнее, слушаем внимательно.
Выходит ребенок (Степа) и рассказывает стихотворение И. З. Сурикова «Белый снег» Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Будто пеленою
Все его одела.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы
И зима настала.
Воспитатель. Какое чудесное стихотворение написал поэт Иван Захарович Суриков. А я для вас приготовила загадки. Загадки написаны на маленьких картиночках с изображением зимней природы.
Загадки : (читает воспитатель)
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный.
Под луной он голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он белый и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой
Назови его, ответь. (Снег)
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет. (Cнer)
Гуляет на воле, в саду, в чистом поле,
Кружит, воет, бурчит, на весь мир ворчит.
По селам летает, знать никого не желает. (Метель, вьюга)
Что за звездочки такие
На пальто на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинки)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки
Белые. (снежинки)
Молодцы ребята, хорошо отгадывали загадки. А сейчас, мы превратимся в снежинки (показать детям жестом, чтобы они встали)
Физкультминутка «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания - руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимайте выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте)
Ну а мы идем, идем (Ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся)
4 ЧАСТЬ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ)
Воспитатель : Настало время завершить наше волшебство. Для этого возьмем в руки волшебную кисть из щетины и при помощи белой гуаши посадим снежинки на ветки деревьев и елочку.
(Показать детям способ «тычка» на ладони) Дети рисуют
Воспитатель : Но и это еще и все. Нам надо показать, что снежинки летают еще и по воздуху. Воспользуемся нашей кисточкой. Только овать мы будем не щетиной, а противоположным концом рис этой кисти для того, чтобы снежинки получились одинаковыми, легкими. Для этого опускаем кончик кисти в Гуашевую краску и начинаем прижимать на затонированное небо. Вот наше волшебство и свершилось! Вы нарисовали чудесные зимние пейзажи, как рисуют настоящие художники. Давайте организуем выставку ваших работ, чтобы и мы и наши гости почувствовали вечернее настроение зимнего леса.
5 ЧАСТЬ (ИТОГ ЗАНЯТИЯ)
Воспитатель : Ребята, что нового для себя вы узнали, услышали на занятии? Ответы детей : «Мы узнали, что «волшебная льдинка» -это свеча и ей можно рисовать».
Воспитатель : А что вы сегодня рисовали?
Ответы детей : «Пейзаж».
Воспитатель : Какой пейзаж вы сегодня рисовали? Ответы детей : «Вечерний пейзаж»
Воспитатель : Каким способом вы украсили деревья? Ответы детей : «Способ тычка»
Воспитатель : Ребята, а еще на нашем занятии непрерывно звучала музыка. Кто композитор этой музыки?
Ответы детей : «П. И. Чайковский»
Воспитатель : Молодцы, правильно. Вот наше занятие и закончилось Спасибо вам за работу!