Елена Амосова
«Зимние приключения». Конспект музыкально-интегрированной образовательной деятельности в старшей группе (дети 5–6 лет)
▼ Скачать
Зимние приключения
Конспект музыкально – интегрированной образовательной деятельности
Старшая группа (дети 5 - 6 лет)
Составители:
Амосова Елена Валентиновна,
воспитатель
Публикация «„Зимние приключения“, Конспект музыкально-интегрированной образовательной деятельности в старшей группе (дети 5–6 лет)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Криулина Жанна Альбертовна
МБДОУ детский сад
«Золотой петушок»
Свердловская область
Нижняя Тура
Февраль 2016
Цель. Развивать умения дошкольников передавать в песнях, танцах, рисунках зимние изменения в природе и ходе времён года. Формировать исполнительские способности детей в интеграции различных видов искусства. Воспитывать эмоционально-эстетическое настроение и коммуникативные навыки.
Задачи.
1. Закрепить умения детей играть на металлофонах, ксилофонах, различных ударных инструментах ритмические рисунки попевки «Будильник» и «На стене часы висели», быстро реагировать на смену частей музыки и регистры.
2. Развивать способность детей выразительно и пластично исполнять движения по тексту, в парной польке; петь хором задорно и весело, не отставая.
3. Формировать способности детей передавать выразительно и эмоционально образы : Ночь, Звездочёт, Стрелочки; проговаривать слова внятно, жестикулировать.
4. Закрепить умения детей исполнять индивидуальные танцы: «Звёзды», «Метель», «Часовые стрелочки», передавать ритм и согласовывать движения с частями музыки, и текстом; закрепить пластичность и выразительность исполнения.
5. Развивать театральные актёрские способности детей, инсценировать сценку «Зимой – пришла весна!», передавать повадки и движения зверей в лесу, почувствовавших изменения в природе.
6. Формировать умения детей рисовать клеем на тонированных листах и посыпать солью рисунок; составлять отдельные листы в единую картину «Снежные узоры».
7. Закрепить способность детей петь песню о зиме с солисткой, выразительно, радостно.
8. Воспитывать коммуникативные навыки, развивать интерес к различным видам искусства. Создать эмоционально – эстетическое радостное настроение.
Методические приёмы.
1. Дети самостоятельно подходят к металлофонам и ксилофонам; берут ударные инструменты, лежащие на ковре, в полукруге; исполняют попевку «Будильник» под аккомпанемент фортепиано.
2. Дети самостоятельно строятся парами и исполняют польку по кругу, с выразительным пением песни.
3. Свет гаснет. Появление Ночи и Звездочёта, под волшебную музыку. Ночь гасит свет, усыпляет детей. Звездочёт, в игре «Небо волнуется», пробуждает-расколдовывает детей.
4. В танце «Звёзды» : четыре девочки исполняют движения со светящимися звёздами на палочках.
5. Свет включается. Дети декламируют потешку «На стене часы висели», играя ритмические рисунки на деревянных инструментах.
6. Сюрприз: грохот – это стрелки упали с часов, звучала фонограмма.
7. Две девочки исполняют танец «Стрелочки», в костюмах, передают характер стрелок.
8. Дети инсценируют сценку «Зимой – пришла весна», передают повадки зверей.
9. Дети рисуют клеем снежные узоры, стоя за столами, на тонированных листах, обсыпают рисунок солью, оставляют сохнуть.
10. Исполнение танца «Метель» с длинными белыми шарфами – снег. Шарфы держат два ребёнка за края. Девочка – Метель - в белом платье, с султанчиками в руках.
11. Стрелочки возвращают на часы упавшие стрелки, прижимая на липучку.
12. Дети составляют коллективную работу из своих рисунков, на мольберте – картина «Снежные узоры». Рассматривают картину, любуются изображением.
13. Исполнение песни о зиме, с солисткой; она поёт в микрофон.
14. Дети дарят снежинки гостям, на память.
Предварительная работа.
1. Подбор литературы (художественной и нотной) для написания конспекта музыкально – интегрированной деятельности по теме : «Зимние приключения».
2. Разучивание потешек, прибауток, песен, общих и индивидуальных танцев, инсценировки зверей с детьми: на занятиях и в индивидуальной деятельности. Упражнения в выразительном чтении стихов, внятном проговаривании слов в песнях, работа над артикуляцией. Упражнения в ритмичном и слаженном исполнении оркестра. Закрепление выразительности и синхронности исполнения танцевальных движений.
3. Подготовка костюмов, атрибутов героям инсценировки, для танцев.
4. Подбор музыкальных и ударных инструментов для детского оркестра.
5. Тонирование бумаги для рисования клеем с солью. Обучение детей технике рисования клеем.
6. Изготовление снежинок – подарков для гостей.
Оформление музыкального зала.
1. Белые шторы, у центральной стены висят на нитях блестящие – хрустальные снежинки, занавес.
2. На центральной стене висят часы без стрелок, затем стрелки весят на место, по ходу сценария.
Оборудование.
1. Музыкальные и ударные инструменты: 4 металлофона, 2 ксилофона, 5 треугольников, 4 бубенчика, 2 бубна, 2 маракаса, 2 гуиро больших, 2 гуиро малых, 2 тон-блока двойных, 2 тон-блока одноцилиндровых, 4 кастаньета.
2. Костюмы: Ночь, Звездочёт, 2 Стрелочки. Шапочки зверей: медведь, заяц, лиса, ежик, лисёнок.
3. Сверкающие звёзды на палочке, включающиеся, с батарейкой.
4. Столы, тонированные листы бумаги, клеевые карандаши, соль, подносы, мольберт, магниты, влажные салфетки.
5. Длинные шарфы – «Метель»
6. Стрелки от часов на липучке. Часы, висящие на центральной стене.
7. Снежинки – подарки гостям.
8. Ноутбук, микрофон для солистки, магнитофон, колонки, музыкальный центр.
Ход музыкально - интегрированного занятия.
Музыка : «Полька» И. Штрауса. «Ладушки». – Диск 2. – Трек 17.
Дети входят в музыкальный зал, нарядно одетые, в костюмах персонажей по содержанию сказки. Дети встают полукругом, перед ними лежат ударные инструменты, на полу: вращающаяся трещётка, баночки металлические с шариками или бусинками.
Ведущий. Зима искрится снегом,
Метёт метель кругом,
И Сказка белоснежная
Торопится в наш дом!
Часики висят у центральной стены, на ширме, украшенной зимним пейзажем; или на башне, сделанной из модулей.
Ведущий. Жили-были Часики, а на них крутились две веселые Стрелочки.
Стрелочки шли друг за другом и соблюдали ход времени. Утром
Часики будили своим звоном всех людей на работу!
Дети берут ударные инструменты и поют песенку – распевку со звучащими жестами.
1. Песня-распевка «Будильник», русская народная мелодия. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! – 2003. - С. 48.
1. Ти-ки-так, ти-ки-так, - Играют: металлофоны.
Ти-ки, ти-ки, ти-ки-так.
2. Ти-ки-так, ти-ки-так, - Играют: ксилофоны.
Ти-ки, ти-ки, ти-ки-так.
3. Ударные инструменты отбивают ритмический рисунок:
Завели нас вчера: - Играют 5 треугольников.
В семь утра - 2раза. - Играют 4 бубенчика.
Вставать пора! - Играют бубен и маракас.
- Играют все инструменты 3 раза глиссандо.
1секунда – пауза. - Динь-динь-динь!
Ведущий. Проснулись все люди. Взрослые пошли на работу, а дети в
детском саду интересно и радостно играли, задорно пели, дружно
танцевали.
2. Полька «Шаг вперёд» английская народная мелодия. «Ладушки». – Диск 1. – Трек № 47. – С. 210.
Мальчики провожают девочек и все садятся на стульчики.
Ведущий. Но тут произошло волшебство! Погас свет! Наступила ночь…
В зале гаснет свет, входят Ночь и Звездочёт - дети; они плавно кружатся, взмахивая руками.
Музыка «Волшебные звуки». Ноутбук.
Ночь. Я – королева ночи,
Я мрак и темноту несу.
А Сказке будет трудно очень
Найти тропиночку в лесу.
Я не люблю весёлых плясок
И карнавальных ярких масок,
И веселящихся ребят!
Люблю, когда кругом все спят, спят, спят…
Ночь ходит среди детей и взмахами, колдуя, усыпляет ребят; они кладут руки под щеки, закрывают глаза, как будто спят.
Волшебная музыка. Ноутбук.
Звездочёт. Что ты, Ночь, здесь натворила!
Ты зачем всех усыпила!
Меня, наверно, дети знают
И Звездочётом называют.
Спать я вам не разрешаю,
На игру всех приглашаю!
3. Игра «Небо волнуется». Музыка – импровизация по тексту.
Слова игры: «Небо волнуется – раз! – Дети двигаются, как звёзды.
Небо волнуется – два!
Небо волнуется – три!
Фигура из звёзд,
На месте замри! -
Дети замирают в красивой позе, составляя композиции в парах, тройками, четверками и т. д.
Ведущий. Спасибо, тебе, сказочный Звездочёт, что разбудил наших детей!
А как же Сказка найдёт тропинку в лесу, чтобы добраться до
нашего детского сада!
Звездочёт. Это вовсе не беда!
Звёзды, все скорей сюда!
Сказке нашей помогите,
Путь – дорогу осветите!
4 девочки – звезды исполняют танец, в правой руке держат сверкающую звезду на палочке.
4. Танец «Звёзды» Музыка – песня «Я – ночная фея, королева звёзд…». Ноутбук.
После танца «Звёзд», в зале включается свет.
Ведущий. Молодцы, Звёздочки, осветили Сказке дорогу в детский сад!
Сказочные Часики затикали.
Дети декламируют потешку звукоподражаниями с ударными инструментами.
5. «На стене часы висели», русская народная мелодия. // Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! – 2003. – С. 50.
1. На стене часы висели:
«Тик-так, тик-так»! - 2 раза. – Тон-блоки и гуиро.
2. Тараканы стрелки съели:
«Хрум-трак, хрум-трак»! - 2 раза. – Клавесы.
3. Мыши гири оторвали:
«Дёрг-бом, дёрг-бом»! – 2 раза. - Кастаньеты.
4. И часы ходить не стали:
«Динь-стон, динь-стон»! – 2 раза. - Маракасы.
5. Бом! - Все инструменты играют один удар!
Раздаётся грохот. Ноутбук. Ведущая, незаметно для детей, снимает стрелки с часов.
Ведущий. Что за стук! (Подходит к часам). Это с наших часов упали
стрелки!
6. Танец «Часовые стрелочки». Ноутбук.
1 стрелочка. Ой, Стрелочка-сестричка, ты куда!
Нельзя нам с тобой убегать!
Ребята собрались сюда
Чтоб петь, играть и танцевать!
2 стрелочка. Я больше не хочу считать!
Пусть время остановит ход!
Одно и то же, каждый раз!
А вспомнил кто-нибудь про нас!
Стрелочки бегут «против часовой стрелки».
1 стрелочка. Сестрица, ты куда!
Ведь ты бежишь в обратную сторону!
Время пошло назад!
Стрелочки убегают за занавес.
Звучит фонограмма: «Пение птиц весной».
7. Инсценировка «Зимой - пришла весна!»
Медведь. Р-р-р! (Рычит). Что такое! Что случилось!
Лес во льду был, как стекло,
А теперь всё потекло!
Жарко мне! Р-р-р! (Обмахивается лапой).
Заяц. Ой! Потапыч! Ты проснулся!
Солнца луч тебя коснулся!
И со мною, что творится!
Ну, куда это годится!
Был я белый, как снежок,
Глядь – вдруг серенький пушок! (Показывает на плечико).
Ничего не понимаю!
Ой! Лисица! Убегаю! (Прячется за медведя).
Лиса. Шубу теплую надела (гладит воротник,
А уж солнышко пригрело!
Неужели, мне опять
Лето красное встречать! (Разводит лапами).
Ежик. Пыф-пыф-пыф!
Непорядок! Кто здесь был! (Бегает, нюхает).
Кто всё это натворил! (Разводит лапами).
Ты, Лисёнок, не видал? (Обращается к лисёнку).
Лисёнок. (Отрицательно мотает головой). Нет, не видал!
Я здесь раньше пробегал:
Было всё белым-бело (разводит лапами,
Столько снега намело! (Поднимает лапы вверх).
Вдруг, … погода изменилась, …
Быстро время вспять пустилось!
Медведь. Мне б поймать озорника!
Я б намял ему бока! («Боксирует» кулаками).
Спать в берлоге должен я… (Зевает, прикрывает ладонью пасть).
Ну, а тут стоит жара! Р-р-р! (Обмахивается лапой).
Ведущий. Стрелки всё запутали!
Вместо зимы – наступило лето!
Как же помочь медведю?
А давайте, нарисуем Метель!
Она напустит на нас снегу!
8. ИЗО – деятельность : «Снежные узоры».
Ведущий. Изобразим снежны, серебряные, искрящиеся узоры, как будто
сама Метель кружится позёмкой.
Дети подходят к столам и рисуют клеем по линиям, заранее начерченным на листах, обсыпают клей солью. Затем встряхивают соль на поднос. На листах остаётся рисунок, как снежные узоры. Дети оставляют работы на столах, чтобы подсох клей.
Ведущий. Метель замела,
Закружила, понесла
Все снежинки в вихре белом,
И закрыла землю снегом!
9. Танец «Метель». Ноутбук. Песня «Опять метель», исполнители:
А. Пугачёва и К. Орбакайте.
Танцуют: солистка и три пары детей, с белыми длинными шарфами.
Выходят стрелки.
Стрелочки. Здравствуйте, друзья!
Мы здесь мило пробегали,
Разговор ваш услыхали.
Вы, зверушки, не грустите,
По домам сейчас бегите.
В сказку мы сейчас пойдём,
И на место всё вернём!
Ставятся стрелки на часы.
Ведущий. Как хорошо, что всё хорошо кончается!
Стрелочки встали на свои места.
И всё пойдё т своим чередом:
За весной – лето, а за осенью – зима!
И нам, ребята, пора завершить свою сказочную, зимнюю
картину. Подойдём к столам, возьмём каждый свой снежный
рисунок. Разложим на полу листы, как пазлы, соединяя их, чтобы
совпали линии узоров.
Дети складывают рисунки, как пазлы, в одну коллективную картину, на полу.
10. Изо - деятельность. Коллективная картина «Снежные узоры».
Ведущий. (Анализ). Полюбуйтесь, дети. Какое чудо! Мы, как волшебники,
землю вновь укрыли сверкающим белоснежным ковром! Вот какие
приключения случаются зимой!
11. Песня о зиме. «Русская зима». Ноутбук.
Ведущий. На память о наших зимних приключениях дети дарят гостям
пушистые хрустальные снежинки, с добрыми пожеланиями.
До свидания, до новых встреч!
Музыка. Серебристые снежинки. Группа «Улыбка». Ноутбук.
Дети выходят из музыкального зала, машут рукой гостям.
Литература
1. Каплунова И, Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий. Старшая группа. Издательство «Композитор» * Санкт-Петербург. 2008