Инна Шахмуть
Зимние игры для развития воображения младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение как психический процесс заключается в перенесении функции одного объекта на другой, в умении представить целостный образ, опираясь на ограниченное количество деталей.
Воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.
Публикация «Зимние игры для развития воображения младших дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Зимние забавы и игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.
Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, ускорить этот процесс можно и необходимо. Для этого важно эмоционального окрашенное общение со взрослыми, различные методики, которые систематически применяются воспитателями и родителями.
Одним из важных средств развития воображения является игра. В дошкольном возрасте дети играют в разнообразные игры, и любой вид игры является важным для развития воображения. Игры могут быть дидактическими, подвижными, сюжетно-ролевыми, проводиться на занятии, в самостоятельной деятельности, на прогулке.
Многие педагоги думают, что удобно проводить занятия, мероприятия и игры на прогулке только в теплое время года, потому что так комфортнее детям, особенно младшего дошкольного возраста. Тем не менее, это не так.
Ниже приведем подвижные игры, которые проводятся в зимнее время года на прогулке и способствуют развитию воображения детей младшего дошкольного возраста.
«Снег кружится»
(по стихотворению А. Барто)
Цель: развивать воображение, учить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Материал: ободки с эмблемами снежинок.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.
Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки.
Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»
Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок».
Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» — произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».
Дети разбегаются по площадке.
Игра по желанию детей повторяется 3—4 раза.
«Ворона и собачка»
Цель: развивать воображение, учить детей подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу.
Материал: большая игрушечная собачка, эмблемы с изображением ворон.
Ход игры
Воспитатель произносит:
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»
Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.
Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:
Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»
«Вороны» разбегаются в разные стороны.
Игра по желанию детей повторяется 2—3 раза.
«Заморожу»
Цель: развивать воображение, координацию движений.
Ход игры
Ребята образуют круг и вытягивают вперёд ручки в варежках. Педагог идёт по кругу и пытается дотянуться до детских ручек со словами «Ух, заморожу-заморожу». Дети же должны успеть быстро спрятать рукавички за спину, что обычно приводит их в восторг. Если же взрослый дотронулся до кого-то — значит, его «заморозили».
«Льдинки, ветер и мороз»
Цель: развивать воображение, умение действовать сообща, доброжелательность к партнеру по игре.
Вначале ребята, повернувшись друг к дружке, стоят парами и хлопают в ладошки под слова воспитателя (один хлопок — в свои ладони, другой — в ладони напарника):
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят,
Дзинь, дзинь.
По команде «Ветер!» «льдинки» разбегаются, подпрыгивают, кружатся, делают подскоки и пр. После же команды «Мороз!» дети быстро выстраиваются в круг, образуя большую льдину — берутся за ручки.
«Снежинки и ветер»
Цель: развивать воображение, координацию движений.
Ход игры
Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер подул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
Игра повторяется 3—4 раза.
«Затейники»
Цель: развивать воображение, способность к подражанию, расширение словарного запаса.
Ход игры
Один из играющих выбирается затейником и становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки, они произносят:
Ровным кругом, друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так!
Опуская руки, играющие останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действие вратаря в хоккее, а также любое другое движение, характерное для одного из зимних видов спорта.
Все дети должны повторить это движение и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов и не повторять уже показанных.