Папки-передвижки

Конспект занятия психолога «Жизнь без ссор в детском коллективе»

Наталья Юрьевна Бородаенко
Конспект занятия психолога «Жизнь без ссор в детском коллективе»
▼ Скачать +Заказ

«Жизнь без ссор в детском коллективе»

Цель:

1. Отработать понятия и навыки коммуникации, тактики бесконфликтного поведения.

Задачи:

1. Создать оптимальную психологическую атмосферу к проведению работы.

2. Провести знакомство участников тренинга, пронаблюдать навыки социализации участников.

3. Установление доверительного взаимодействия между всеми участниками тренинга.

4. Обозначить понятие «конфликтной ситуации».

5. Проработать вербально превентивные методы и пути разрешения возникновения конфликтных ситуаций.

Публикация «Конспект занятия психолога „Жизнь без ссор в детском коллективе“» размещена в разделах

6. Провести отреагирование эмоционального фона коллектива участников.

7. Организовать позитивное завершение мероприятия.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация на USB диск, экран, фломастеры, скотч, ножницы, шаблоны ладошек из цветной бумаги, листы А4 по количеству участников.

Время проведения: 40 минут.

Контингент: воспитанники в возрасте 13-15 лет.

Методы и приемы: демонстрационный, игровой, погружение, словесный, рефлексия.

Педагог-психолог : Добрый день, уважаемые ребята! Скажите, пожалуйста, кто-нибудь, когда - нибудь участвовал в конфликте, ссорился с кем-нибудь (Дети отвечают). А хотелось ли вам жить так, чтобы ни с кем не ругаться, никого не обижать, если «Да», то сегодня мы собрались, чтобы еще раз по – доброму пообщаться друг с другом, узнать друг друга лучше, и еще раз продемонстрировать себе и другим свои лучшие качества в общении, дружеском, деловом, а главное – бесконфликтном. И отправляемся на выполнение заданий, которые помогут нам не ссориться с окружающими по пустякам, и не обижать других.

Педагог-психолог : А почему же в нашей жизни возникают споры? Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

1) Упражнение «Эксперимент» :

Сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой, ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

1. Сгибаем лист пополам.

2. Сгибаем еще раз пополам.

3. Отрываем верхний правый угол.

4. Отрываем нижний правый угол

Что получилось? Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково и листочки у всех одинаковые были. Скажите, встречаются ли в природе одинаковые, 100 % похожие друг на друга люди? (участники отвечают «нет» или что встречаются случаи внешнего сходства – близнецы, психолог выводит разговор на различия во внешности, характере, поведении, темпераменте).

Педагог-психолог : Вы правы, ребята. Раз мы все такие разные, то мы не можем думать, чувствовать и видеть проблему одинаково! У нас у всех разное отношение к происходящему, согласны? (участники отвечают утвердительно). Давайте просмотрим мультфильм «Формы и фигуры» и попытаемся определить причину ссоры.

Показ мультфильма «Формы и фигуры» https://www.youtube.com/results?search_query=мультфильм+фигуры+и+формы +

Вопросы для воспитанников: Почему или из-за произошёл спор? (Каждый человек мог представить себе лишь то, что смог увидеть. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож предмет).

Вывод: Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии и на этой почве возникли разногласия. А если не разрешить разногласия, то во что они перерастут? (участники отвечают, косвенно предполагая возникновение конфликтной ситуации, ссоры, либо проговаривают понятие «конфликтная ситуация», «конфликт»).

Информационное сообщение «Конфликт»

Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т. е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, эгоизм, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.

Педагог-психолог : Сейчас мы выполним одно упражнение и посмотрим, как вы сможете выйти без потерь в данной ситуации.

3) Упражнение «Встреча на узком мостике». Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Психолог объясняет ситуацию : «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3 х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту» :

- 1 пара – договориться, как пройти мост;

- 2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

- 3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Воспитанники наблюдают за поведением других участников упражнения по следующей схеме:

– Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

– Было ли решения ситуации эффективным?

– Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации. Выясняется, что участники вели себя в этой ситуации по-разному. Почему это так?

Вывод: Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека, и именно так возникает конфликт, можно вести себя совершенно по-разному, в зависимости от выбранного стиля поведения.

4) Упражнение «Ящик недоразумений»

Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.

Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.

1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать!». Другой отвечает. Прокомментируйте ситуацию.

2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели?».

- Какая реакция учителя на слова Сергея?

- Как бы вы сделали в этой ситуации?

3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».

- Какова реакция девушки?

- Как бы вы сделали на месте мамы?

Вывод: решение любого конфликта зависит в первую очередь ни от посторонних людей, а от самих участников ситуации.

Педагог-психолог : Теперь давайте рассмотрим один прием в упражнении, помогающий избегать конфликтных ситуаций.

5) Упражнение «Сорри, конфликта не будет»

Педагог-психолог : Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре, для того, чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виноватого и просит прощения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного». Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например, кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «Iamsorry», он услышит в ответ «Iamsorry». Первое «Iamsorry», означает «Простите, что я вас задел», второе «Iamsorry», означает «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry»? что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».

Сейчас выполняя это упражнение, вам предстоит действовать в соответствии с правилами английского этикета, т. е. в каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием.

Ситуации:

- вас нечаянно толкнули в коридоре школы

- одноклассник, будучи в плохом настроении указывает на ваши недостатки

- вы, будучи в плохом настроении нагрубили другу, а потом пожалели о случившемся.

- вы опоздали в школу и вас ругает учитель

- вы нечаянно толкнули случайного прохожего на улице

Педагог-психолог : Ребята, теперь давайте задумаемся, как редко в повседневной жизни мы хвалим кого-то, восхищаемся чем-то или кем-то, особенно если у нас плохое настроение. Вспомните?

Упражнение «Положительное и отрицательное». На столе лежат слова – подсказки. Нужно выбрать из них слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и поставьте «+», отрицательные поставьте «-», а также когда говорим или слышим ласковые слова («хороший», «красивый», «добрый», «очаровательный», «прелестный», «превосходный», «изумительный») в свой адрес и «злые» не хорошие («тупой», «дурак», «урод», «псих», «козел», «дебил», «обезьяна», «собака»). Затем прокомментировать свой выбор (даются подсказки со словами уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).

Рефлексия: Как влияет произнесение и употребление данных слов на настроение и состояние души ваше?

Вывод: данное упражнение показало, что от употребления позитивно окрашенных слов, представление положительных ассоциаций влияет на наше настроение.

Педагог-психолог : Не секрет, что конфликт всегда вызывает неприятные эмоции у конфликтующих, но многих конфликтов можно избежать, если вы научитесь контролировать свои эмоции и прислушиваться к мнению других.

«Как научиться контролировать свои эмоции»

1. Рисуйте на бумаге. Если эмоции одолели вас, можно нарисовать то, что первым придет вам в голову, позволить грифелю порвать бумагу, с силой заштриховать рисунок и в конечном итоге разорвать сам листок, скомкать его и выкинуть.

2. Попробуйте сосчитать до десяти, прежде чем поддадитесь нахлынувшему эмоциональному всплеску. Вы поймете, насколько незначителен на самом деле повод к вашей бурной реакции, уже на подходе к цифре «10».

3. Необычный способ. Во время спора попробуйте посчитать во рту свои зубы при помощи языка.

4. В любой ситуации, прежде чем выйти из себя, остановитесь на мгновенье и подумайте о самых хороших и незабываемых моментах вашей жизни, сделайте глубокий вдох и уже на улыбке плавно выдохните. Именно в это мгновенье вы и определяете ваш выбор – пойти на поводу у разрушительных эмоций или взять себя в руки

5. Есть еще один эффективный способ справиться с эмоциями, это физические упражнения. А от этого улучшается настроение. И это не обязательно должен быть определенный вид спорта, а просто регулярные прогулки и активный отдых.

Педагог-психолог : Да, ребята! Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но в каждом из нас есть хорошие положительные качества, которые могут помочь нам уладить или не допустить ссор, конфликтов, непонимания между людьми. Я предлагаю в заключении одно упражнение, которое называется «Ладошка».

6) Упражнение «Ладошки»

Педагог-психолог : Чтобы жить без ссор и обид, мы используем свои лучшие качества.

– Напишите на “ладошке” качество, которое вам помогает дружить и не ссориться.

– Склейте свои “ладошки” в цепочку.

Каждая участник представляет свою “ладошку” со словами: “Мне помогает жить без ссор и обид …”. Каждый ребенок называет то качество, которое он написал. Затем “ладошки” склеиваются в один круг.

Вывод: К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Наверно, в данный момент кто-то из вас неправ. Но чтобы понять, кто именно, нужно время разобраться. Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Поговорим об этом завтра». А завтра — вот увидите! — всё будет по-другому.

Педагог- психолог : Ребята, сегодня интересные и оригинальные мысли вы высказали, хорошо, что у нас получился такой насыщенный диалог! Мне очень понравилось с вами работать, а вам? В жизни много конфликтных ситуаций и выходов из их тоже много, но, чтобы оставаться добрым, вежливым, воспитанным человеком нужно использовать эффективные методы – без драк и оскорблений. Ведь человеческие отношения – это очень непростое понятие, у каждого из нас бывают дни, когда мы не в настроении, а бывает наоборот, когда мы счастливы и беззаботны. Я желаю, чтобы в вашей жизни было побольше радостных дней и давайте не будем друг друга огорчать обидными словами и ссорами.

Педгог-психолог : Хочу завершить нашу встречу двумя афоризмами. Это китайские пословицы: «Причина любой войны – в незнании ее результатов». И вторая: «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее». Давайте чаще вспоминать эти мудрые слова. Спасибо вам за работу! Удачи вам в разрешении и, главное, предупреждении всех конфликтов в вашей жизни!

Памятка

«Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры»

1. Выслушать спокойно все претензии партнера.

2. На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.

3. Попытаться убедить партнера говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.

4. Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.

5. Извиниться, если в чем-то действительно не прав.

Что делать, если тебя втягивают в драку.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

– "Я злюсь, но отказываюсь драться с тобой".

– "Я возмущен твоим поведением".

– "Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать".

– "Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав? Давай поговорим позже. ".

Если хочется ударить.

1. Посчитай до 20.

2. Сделай глубокий вдох и выдох несколько раз.

3. Начинай петь.

https://www.youtube.com/results?search_query=мультфильм+

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

фигуры+и+формы+

Публикации по теме:

«Что делать, когда я злюсь?» Конспект занятия психолога с детьми старшей группы«Что делать, когда я злюсь?» Конспект занятия психолога с детьми старшей группы «Что делать, когда я злюсь?» Конспект занятия с детьми старшей группы Редактировано Чувичкиной Е. Л. (педагог – психолог) Цель: Обогащение.

Конспект занятия психологаКонспект занятия психолога Приветствие Педагог обращается к детям: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом». Дети по кругу приветствуют.

Конспект открытого занятия «Доброе солнышко» в средней группе педагога-психолога Конспект открытого занятия «Доброе солнышко» в средней группе педагога-психолога Автор: педагог-психолог Сорокоумова И. Ю. Цель: развитие.

Конспект занятия педагога-психолога «Попробуй волшебником стать»Конспект занятия педагога-психолога «Попробуй волшебником стать» «Попробуй волшебником стать» Цель: создание эмоционально-эстетического настроения, развитие навыков взаимодействия, гармонизация внутреннего.

Конспект занятия психолога на снижение тревожности у старших дошкольников с ТНР «Путешествие на планету Я»Конспект занятия психолога на снижение тревожности у старших дошкольников с ТНР «Путешествие на планету Я» Занятие «Путешествие на планету Я» направлено на развитие эмоционально-личностной сферы, снижение тревожности. Адресат: дети старшего дошкольного.

Конспект занятия психолога в 1 классе «Знакомство» Конспект занятия. Тема: «Все мы такие разные…» Цель занятия: знакомство с учениками и с зайцем Марфушей; развитие понимания собственной.

Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик»Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик» Конспект образовательной деятельности по коммуникации, социализации и продуктивной деятельности «Веселый колокольчик» (ранний возраст) группа.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ. Цель: формировать представления детей о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия психолога «Жизнь без ссор в детском коллективе»
Опубликовано: 27 апреля 2024 в 11:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия психолога «Жизнь без ссор в детском коллективе»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юрьевна Бородаенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД