Любовь Борисова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Животные Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие» для старшего возраста
тема: «Животные Севера»
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Животные Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.
Задачи:
- Формировать представления детей о животных северной страны.
- Развивать с помощью наглядного материала интерес к окружающему миру, экологическому мышлению.
- Обогащать и активизировать словарь детей словами: материк, Антарктида, белый медведь, Северный олень, пингвины, айсберг, ледокол.
- Воспитывать интерес к художественному слову, загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать их.
Предварительная работа: Рассматривание глобуса и карты земной поверхности, беседа о животных Антарктиды, рисование нетрадиционным методом белого медведя, чтение художественной литературы о северных животных, просмотр презентаций о Севере.
Методика проведения:
Настрой детей на работу:
«Запоминает наша голова (гладят себе по голове)
Важные поступки и умные слова
Слушаем внимательно (оттопыривают уши)
Смотрим обязательно (показывают бинокль)
Взрослых не перебиваем (грозят пальцем)
Много знаний получаем (сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель вносит игрушку белого медведя.
Воспитатель:
- Дети, а у нас сегодня гость, кто пришёл к нам в гости?
Дети: Это белый медвежонок.
Воспитатель:
-Поприветствуйте его. ( дети говорят :«Здравствуй, Мишка»)
-Как вы думаете, где живет белый медвежонок?
Дети: ( индивидуальные ответы:я думаю, что белый медвежонок живёт на Севере).
Воспитатель:
-А сейчас попробуйте сформировать тему нашего занятия.
Дети: Я думаю, мы будем говорить о животных, которые живут на Севере.
Воспитатель: Да, правильно
-Этого медвежонка зовут Умка, и он очень огорчён – он потерялся и не может найти свою маму. Малыши не могут жить без взрослых, давайте поможем ему найти маму.
Воспитатель:
-Как мы можем помочь белому медвежонку?
Дети: я думаю, надо поискать маму (ответы детей)
Воспитатель:
-Давайте отправимся путешествовать по северным странам
Показ слайда
Воспитатель: Но сначала отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все и млад и стар,
Что она большущий шар.
Земля
(слайд)
-Планета Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, а на суше живут люди и животные.
Воспитатель:Следующая загадка
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
глобус
Показ слайда
Воспитатель:
-Посмотрите, вот он - глобус. (показать глобус)
-На глобусе мы можем увидеть всю Землю
-Давайте его рассмотрим
-На Северном полюсе находится Арктика (показать на глобусе). В Арктике много снега и льда.
-Давайте все скажем «Арктика» (индивидуальные ответы)
-На Южном полюсе находится Антарктика (показать на глобусе).
-Давайте все скажем «Антарктика» (индивидуальные ответы)
-В Антарктике расположен материк «Антарктида». Материк – это часть суши.
-Давайте все скажем «Антарктида» (индивидуальные ответы)
-Антарктида на глобусе обозначена белым цветом? (показать указкой)
-Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что там снег и лёд
Воспитатель:
-Да, действительно, В Антарктиде как в Арктике много льда и снега. В Антарктиде даже ещё холоднее.
-Посмотрите и послушайте про Арктику и Антарктиду. (слайд)
-Чтобы помочь Умке найти свою маму, какой транспорт использовать – если много воды и льда?
Дети: Мы можем использовать корабль, ледокол
Воспитатель:
Сам по морю, он идёт,
Колет носом толстый лёд.
За собой сквозь льды провёл
Кораблей сто
(ледокол).Показ слайда
-Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины и называется ледокол (ответы хоровые и индивидуальные)
Воспитатель:
-Дети, что-то Умка загрустил. Умка, не огорчайся, сейчас дети споют песню про маму и она нас услышит
Песня мамонтёнка. (Пусть мама услышит,) детипоют песню для медвежонка
Воспитатель:(обращаюсь к медведю)
-Умка, понравилась песня, которую дети спели для тебя? Понравилась.
-Продолжаем наше плавание по Северному Ледовитому океану в поиске мамы. (слайд)
- Северный Ледовитый океан находится на Севере нашей огромной страны и омывает берега Арктики. (Показать на глобусе)
-Как вы думаете, почему его называют Ледовитым?
Дети:Потому что много льда
-Посмотрите, мимо проплывают огромные глыбы льда (слайд)
Он плывёт, блестя на солнце
Этот остров ледяной,
Он большой, и не качнётся
Даже сильною волной.
Айсберг
Дети: Они называются айсберги.
Воспитатель:
-Вот какие молодцы! Правильно, это «Айсберги».
Показ слайда.
Воспитатель:
-Давайте скажем все вместе «Айсберг» (спросить индивидуально)
-Айсберги бывают и на Северном полюсе в Арктике на Южном полюсе в Антарктике. (показать на глобусе)
- Ну, наконец, добрались до берега. (слайд)
Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает -
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние? -
Это. (северное сияние)
-Что это на небе? (Северное сияние)
-Северное сияние – это явление природы, которое бывает на Севере – в Арктике, переливается разноцветными огнями. (Показать на глобусе).
-скажем все вместе «Северное сияние» (спросить индивидуально)
- В Антарктике на Южном полюсе (показать на глобусе) тоже бывает сияние. Его называют Полярным сиянием (повторение хоровое и индивидуальное)
Воспитатель:
-Здесь, на Севере, часто бушуют метели и свирепствуют морозы, здесь очень холодно, вся земля покрыта льдом и снегом и никогда снег не тает. На этом материке никогда не бывает тепла. Здесь много животных, послушайте загадку:
Большие рога, высокие ноги
Он ходит по снегу совсем без дороги.
Помочь человеку он может в делах.
Катает детишек на быстрых санях.
(Северный олень)
Показ слайда.
Воспитатель:
-Северный олень – крупное животное с ветвистыми рогами и широкими копытами, всё тело покрыто густой тёплой шерстью.
-Как вы думаете, зачем Северному оленю нужны широкие копыта?
Дети: Чтобы ходить по снегу и не проваливаться
-Зачем оленю тёплая, густая шерсть?
Дети: Чтобы не бояться холода.
Воспитатель:
-Конечно, потому что здесь сильные морозы и шерсть спасает от холода. Живёт Северный олень на Северном полюсе - в Арктике. (Показать на глобусе).
-С. олени живут стадом и путешествуют все вместе в поисках корма, питаются мхом, лишайником, грибами, листьями. Человек приручил Северного оленя и теперь они помогают в качестве транспортного средства. Оленей запрягают в упряжку и могут ехать на дальние расстояния.
Воспитатель:
-Как называют детёныша Северного оленя?
Дети: Детёныша С. оленя зовут - оленёнок
-Вика прочитает стихотворение проСеверного оленя, послушайте:
Он для всех хороший друг
в тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
с ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день.
Это- северный олень
Воспитатель:
-Давайте поиграем в игру: «Олени». Дети изображают оленей и выполняют движения.
Ходит северный олень по сугробам целый день
(Дети, скрестив руки вверху, словно рога оленей, и высоко поднимают ноги)
А устанет – отдыхает
Мох копытом он копает
(Дети останавливаются, шаркают ногой, словно капают мох)
Воспитатель:
-Умка, это не твоя мама? Нет, не его, ну давайте отгадаем ещё загадку, может это про его маму.
Разучился он летать,
Может плавать и нырять.
Ходит в стае среди льдин
Птица важная…пингвин
Показ слайда.
Воспитатель:
Султан приготовил рассказ о пингвинах
«Пингвины - водоплавающая птица. У них очень толстый слой жира, который помогает переносить холод и морозы. Короткие крылья устроены так, что могут работать в воде, как винт корабля, а ноги маленькие, поэтому пингвин смешно ходит, переваливаясь с боку на бок. Пингвины ныряют в воду и ловят рыбу. Живут пингвины большими стаями. Животных и птиц нужно охранять и оберегать, им грозит вымирание».
-Давайте, дети, походим как пингвины (Дети ставят ноги вместе и изображают пингвинов)
Воспитатель:
-Обитают пингвины в Антарктиде (показать на глобусе)
-Как называют детёныша пингвина?
Дети: детёныша пингвина зовут – пингвинёнок
Воспитатель:
-Дети, как вы думаете, здесь есть мама нашегомедвежонка? Я знаю ещё загадку, может сейчас мы найдём маму, слушайте внимательно.
У него есть брат в лесах
Сам он плавает во льдах,
Бурый брат, а он весь белый
Но такой же сильный, смелый
Белый медведь
Показ слайда.
Воспитатель:
- А почему медведя назвали белым?
Дети: Я думаю, что, из – за окраски шерсти. (Алёша)
Воспитатель:
-Его так же называют полярным медведем, северным медведем, морским медведем.
-Живёт Белый медведь в Арктике. (Показать на глобусе)
Это крупный зверь с плоской головой, сильными ногами, а на лапах есть плавательные перепонки. Кожа у медведя чёрная, а шерсть белая.
–Как вы думаете, как помогает белый цвет медведю?
Дети: Я думаю,белая шерсть помогает хорошо маскироваться среди снега и льда. (ответы детей)
Воспитатель:
-Белый медведь быстро бегает и хорошо плавает и очень любит ловить рыбу. Воспитатель:
-А как называют детёныша медведя?
Дети: детёныша медведя называют – медвежонок.
Воспитатель:
-Посмотрите, наш Умка весело улыбается, он нашёл свою маму и теперь ему не одиноко. Он всех благодарит и спешит скорей домой, давайте попрощаемся и пожелаем счастливого пути. (воспитатель уносит игрушку)
Рефлексия
-Где мы сегодня побывали? (Мы путешествовали по Северным странам)
-Что нового узнали?
- Как живут северные олени? (Северные олени живут в Арктике)
-Иди, Алёша, покажи на глобусе, где Арктика
- Чем питаются олени?
- Пингвины – это животные или птицы?
-Где живут пингвины? (Пингвины живут в Антарктиде)
-Иди, Егор, покажи на глобусе, где расположена Антарктида.
- Где живёт белый медведь? (Белый медведь живёт в Арктике)
- Чем питается?
А сейчас оцените свою работу: кому было всё понятно и интересно поднимите снежинку, а кому было что- то непонятно – поднимите сосульку.
Воспитатель: (слайд) Посмотрите, Умка оставил льдину нам в подарок, давайте откроем и посмотрим, что там. В качестве благодарности за оказанную помощь Умка подарил нам раскраски северных животных. Попозже мы их раскрасим. На этом наше путешествие окончилось.