Ирина Рудакова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные Крайнего Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР
по теме:
Разработала:
Учитель-логопед: Рудакова Ирина Виталиевна
г. Всеволожск
ЗАНЯТИЕ 1
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „Животные Крайнего Севера“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Лексическая тема: ЖИВОТНЫЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Цель: знакомство с животными Крайнего Севера.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• активизация и актуализация словаря по теме «Животные Севера».
• совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, согласование существительных с числительными).
Коррекционно-развивающие задачи :
• развитие связной речи
• развитие зрительного внимания
• развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные задачи:
• формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
• Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
• мультимедийный проектор,
• экран,
• магнитная доска,
• макет «Крайний Север»,
• фланелеграф,
• графические задания,
• маски-шапочки «Белый медведь» и «Бурый медведь»
Предварительная работа:
• просмотр мультипликационного фильма «Умка» и «Умка ищет друга» (студия «Союзмультфильм»,
• прослушивание аудио-сказки «Умка» (Ю. Яковлев,
• рассматривание иллюстраций «Пейзажа Крайнего Севера»,
• ознакомление со схемой описания животного.
Методы и приемы:
• Словесные (беседа);
• Наглядные (рассматривание иллюстраций, слайд-шоу);
• Практические (ориентировка в пространстве, пространственные предлоги);
• Игровые.
1. Приветствие: Педагог здоровается с детьми, приглашает их в круг. (дети ритмично шагают на месте)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях и в игре
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Организационный момент:
Ребята, сегодня к нам на занятие заглянул персонаж из любимого всеми мультипликационного фильма. А чтобы отгадать как зовут этого персонажа, нужно по буквам собрать его имя.
(На доске картинки с изображением утки, малины, козы и арбуза. Дети определяют первый звук в слове, находят соответствующую букву и выкладывают на доске).
Вы еще не умеете читать, но я могу открыть вам секрет, что у нас получилось слово УМКА. (на мультимедийном экране появляется слайд с изображением белого медвежонка Умки)
3. Ребята, а давайте отправимся в гости к медвежонку Умке. Тогда путь лежит на Крайний Север. (Педагог демонстрирует глобус и показывает детям где находится Северный Полюс, предлагает закрыть глаза, вращает глобус) (на мультимедийном экране появляется слайд с изображением северного пейзажа)
4. Логоритмика с дыхательной гимнастикой:
Дует ветер северный (качают руками над головой)
Поднялась метель (кружатся)
Дыхательная гимнастика: (вдыхаем через нос и произносим на выдохе Уууууууу, Оооооооооо, Уоа, уоа
Засыпает улицу, засыпает ель (садятся на корточки).
5. (на мультимедийном экране появляется слайд с изображением семейства белых медведей) Нас встречает семья белых медведей. Перечислите членов семьи.
Ответы детей : Папа – медведь, мама – медведица и медвежонок.
(педагог предлагает детям внимательно рассмотреть строение тела белого медведя)
У медведя есть лапы. Чьи это лапы? ( ответ: медвежьи)
У медведя есть хвост. Чей это хвост? ( ответ: медвежий)
У медведя есть нос. Чей это нос? ( ответ: медвежий)
У медведя есть уши. Чьи это уши? ( ответ: медвежьи)
У медведя есть когти. Чьи это когти? ( ответ: медвежьи)
У медведя есть шкура. Чья это шкура? ( ответ: медвежья)
Среди хищных зверей Севера Белый медведь является самым крупным. У него теплая густая шерсть, которая не промокает в воде, и ей не страшны морозы, поэтому белый медведь может спать прямо на льдине. Медведи самостоятельно ловят рыбу, они замечательные пловцы, и также они любят поохотиться на тюленей.
6. (на мультимедийном экране появляется слайд с изображением лежбища тюленей) Ребята, обратите внимание, на соседней льдине разлеглись тюлени.
Какой формы тело тюленя? (овальное). Вместо лап у тюленя ласты. Плавает он быстро, но медведь еще быстрее и хитрее. Тюлень не один, а их много. Много кого? ( ответ: тюленей)
Посчитаем? Один тюлень, два тюленя, три тюленя, четыре тюленя, пять тюленей.
Детеныша тюленя называют бельком, т. к. у него пушистый белый мех. Ему легко спрятаться от врагов среди снега и льда.
Посчитаем? Один пушистый белек, два пушистых белька, три пушистых белька, четыре пушистых белька, пять пушистых бельков.
7. (на мультимедийном экране появляется слайд с изображением лежбища моржей)
У моржа есть клыки, ласты. Ласты помогают плавать и нырять. Моржи, как и медведи, не боятся холода. Их предохраняет толстый слой подкожного жира. Моржи – знамениты своими усами. С помощью усов моржи ищут себе пищу: моллюсков, улиток, морских червей. Во время долгой полярной зимы моржи кормятся в полной темноте у дна закованного в лёд океана. Клыки необходимы для защиты от врагов, а ещё моржи цепляются ими за льдины для того, чтобы вылезти из воды. Моржиха рожает одного детеныша – моржонка.
Логопед. Для чего моржу ласты?
Дети. Ласты нужны моржу чтобы плавать.
Логопед. Что делает клыками морж?
Дети: Защищается от врагов и цепляется за льдины.
Логопед: У моржей есть усы. Как можно сказать про моржа? Он какой?
Дети: Морж усатый.
Посчитаем?
Один усатый морж, два усатых моржа, три усатых моржа, четыре усатых моржа, пять усатых моржей…
10. Пальчиковая гимнастика
Кто на севере живет? Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.
Кто там ест и кто там пьет? «Замок» - меняя положение пальцев
Звери необычные к холоду привычные.
Вот песец из норки смотрит. Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки».
Белый мишка важно ходит, Пальчики – «шагают»
Ну, а морж, как капитан Ладони «лодочкой» двигаются вперед.
Покоряет океан.
11. Графическое задание «Покорми детенышей» (по пунктиру провести линию, соединяющую детенышей белого медведя, моржа и тюленя с рыбой)
Настало время возвращаться. Закрывайте глаза, и мы вращаем глобус.
12. Ребята, где мы с вами побывали? ответы: на Крайнем Севере. С какими животными Крайнего севера мы познакомились? Ответы: морж, тюлень, белый медведь. Попробуем описать белого медведя.
Составляется описательный рассказ по опорной схеме. (каждый ребенок составляет по одному предложению, опираясь на схему)
Рефлексия: Вам понравилось наше виртуальное путешествие на Крайний Север? С какими животными мы повстречались? Чтобы наше путешествие вам особенно запомнилось, я решила подарить вам маски-шапочки белого и бурого медведей. Попробуйте поиграть в игру «Встреча двух медведей». Интересно, как состоится их диалог? Что они нового узнают друг о друге?