Анна Еремина
Конспект занятия «Жилище народов Южного Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: ДЕТСКИЙ САД № 2
Конспект НОД по теме «Жилище народов Южного Урала»
Для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Еремина А. А.
Миасс, 2016
Программное содержание:
• Способствовать обогащению представление о культуре народов Южного Урала;
• Воспитывать эмоционально-положительного отношения к представителям культур Южного Урала;
Публикация «Конспект занятия „Жилище народов Южного Урала“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских
Оборудование: презентация на теме «Жилище народов Южного Урала».
Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Южном Урале, рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Южного Урала», «Растительный мир Южного Урала», разучивание игр народов Южного Урала, знакомство с народными играми (заучивание текста, обыгрывание). Создание картотеки игр.
Словарная работа: Обогащение и активизация словаря: край - Южный Урал, народы Южного Урала, юрта, изба. Домашняя утварь традиционного русского жилища : бодня, бочки, кадки, лукошки, горшок, блюдо, кочерга, ухват, хлебная лопата, помело, Домашняя утварь башкирского народного жилища : кадки, лубяные коробы, чаны, чашы (алдыр, ашлау, Сара, аяк, ступы и пест. Утварь татарского народного жилища : котел, горшки, чугуны и большие сковороды, глиняные кувшины, кринки, «татарские» чашки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о Родине. Скажите, пожалуйста, а что такое Родина?
Дети: это там где мы живем.
Воспитатель: «Родина» Татьяна Бокова
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Воспитатель: Родина – это земля, где ты родился. Мы с Вами живем в самой большой стране на Земле. Вы и знаете, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно. Наша с вами страна называется Россия. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?
Дети: Урал.
Воспитатель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг.
Воспитатель: Ребята, а какие народы населяют Южный Урал?
Дети: русские, башкиры, татары.
Воспитатель:Молодцы ребята. Давным-давно Южный Урал был заселен проживающими рядом народами : русскими, татарами, башкирами, чувашами др. Все эти народы были пришлые, т. е. поселившимися здесь в самое разное время.
А давайте мы сейчас с вами поиграем в одну русскую народную хороводную игру «Чурилки» (от слова «чур»)
Правила: по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет,
Того жмурки не поймают.
Или:
Колокольцы, бубенцы
Зазвонили, удальцы.
Отгадай, откуда звон?
После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязанными глазами — его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.
Воспитатель: А сегодня мы с вами поговорим про традиционные народные жилища.
Русский народселился в избе. Дома были построены из бревен – срубы, а также встречались каменные дома. Рядом с домом стояли громадные, тяжелые русские ворота. Дворы охраняли цепные собаки. Дом состоял из одной комнаты – горницы, которая делилась на несколько частей с помощью домашней утвари.
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство.
Бодня, предмет домашней утвари, представляла собой деревянную емкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода. Бодни обычно запирались на замок, хранились в клетях.
Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.
Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами.
Лукошком называлась открытая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением и назывались соответственно: "набирка","мостинка","ягодница", "грибница", и т. п. Если лукошко предназначалось для хранения сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся сверху плоской крышкой.
На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу.
Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь как блюдо. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда.
Для питья и приема пищи служила чаша или кружка.
Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными.
Кочерга, ухват, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.
Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда.
Воспитатель: Вот такое ребята традиционное русское жилище. А сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили.
Дидактическая игра. Дается изображения различной утвари и надо сказать, какая из них относится к русскому жилищу.
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас мы поговорим про башкирское народное жилище.
Башкирское народное жилище. У башкирского народа жилище делилось на летнее и зимнее. В холодное время года башкиры жили в утепленных юртах или шалашах-чумах. Внутри такого жилища устанавливалась глинобитная печь, дым из которой выходил наружу.
Летом жили в легких, неутепленных юртах, а также в шалашах.
Внутри юрты обычно отделялась особой занавеской (шарашу) правая женская половина, где размещалась хозяйственная утварь, продукты; на левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, были разостланы кошмы, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, полотенца, оружие, конская сбруя.
Деревянная утварь башкир. В огромных долбленых кадках хранили муку, зерно; в кадочках поменьше держали топлёный жир, солонину и другие припасы. В высоких и узких сосудах, в лубяных коробах перевозили масло, мёд, сметану, сыпучие продукты. Всевозможная деревянная посуда использовалась на кухне. В чанах и кадках замешивали тесто, взбалтывали кумыс, отстаивали молоко, сбивали масло, собирали простоквашу.
Деревянныечаши для еды различались не только по внешнему виду, но и по назначению. В одних чашах (алдыр) подавали ему только в кругу семьи. Другие (ашлау, Сара, аяк – большая чаша) являлись преимущественно торжественной или даже обрядовой посудой. Некоторые чаши (Сара, чора) были в употреблении, как в будни, так и в праздники.
Деревянные чаши небольших размеров были предназначены для напитков. Ритуальным и любимым напитком башкир был кумыс.
Ступы и пест были предназначены для обдирки процесса, дробления высушенных зёрен пшеницы и ячменя, измельчения соли. Поварские ложки, совки и лопатки также входили в обязательный состав кухонной утвари. Зерно и муку набирали с помощью совков на короткой ручке.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами теперь поиграем в народную башкирскую игра. Она называется Липкие пеньки (Йэбешкэкбукэндэр)
Правила: Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест.
Воспитатель: Ребята, и вот мы поговорим про татарское народное жилище. Дом татар обычно делился на 2-4 части. Для каждого женатого сына имелась своя комната, а в ней устраивались нары (обычно представляет собой настил из досок, на который укладывается матрас, укрепляемый на некотором возвышении над полом). В одном углу на нарах помещалась постель – перина, подушки, одеяло. В доме соблюдался уют, порядок, опрятность. Печи несколько раз в год белились, а полы, потолки и стены красились. Если дом татар состоял из одной комнаты, то поперек комнаты тянулась занавеска, которая разделяла ее на две половины – женскую и мужскую.
Пищу в основном варят или жарят в котле, там же кипятят молоко, готовят корт (красный творог). В печи выпекают хлеб и прочие мучные изделия. Блюда на открытом огне почти не готовили, исключением являлись только яичница и тэчекыймак – оладьи.
В качестве посуды для готовки обычно использовали горшки, чугуны и большие сковороды, для приготовления губадии и бэлишей. Напитки хранили в глиняных кувшина и кринках.
Широко использовалась и деревянная утварь: доски, скалки, колотушки, поварешки, квашни для теста, ковши для воды. Мед хранили в кадках из липы, масло сбивали в деревянных маслобойках.
Чай татары пили из маленьких низких чашечек (прозванных в народе «татарскими») с блюдцем – так он не успевает остыть. На столе всегда стоял самовар с заварным чайником на конфорке.
Воспитатель: Вот ребята, мы с вами поиграли в русскую, башкирскую народную игру. А сейчас я вам предлагаю поиграть в татарскую народную игры, которая называется «Темербай».
Правила: дети в кругу, в центре — «Темербай», он говорит:
Пять детей у Темербая
Дружно, весело играют.
В речке быстро искупались,
Наплескались. Наплескались.
И красиво нарядились,
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так:(водящий делает движения, все повторяют).
Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Задачи: воспитывать уважительное отношение к старшим, закрепить знания о том, что раньше были большие семьи, где было много детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас давайте проверим, как вы все запомнили. Для этого вам надо ответить на мои вопросы.
На экране будут появляться картинки и вы должны правильно ответить на вопросы.
1) Чья это утварь? (Ухват)
• Башкирская
• Русская
• Татарская
2) Чье это жилище?
• Башкирское
• Татарское
• Русское
3) Какой народ раньше готовил еду в котле?
• Русский
• Татарский
• Башкирский
Воспитатель: Молодцы ребята. Теперь вы знаете, какие народы живут на Южного Урале и особенности их жилища.