Евгения Жукова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Здравствуй, гостья зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема: «Здравствуй, гостья – зима!»
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Здравствуй, гостья зима!“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: обобщить знания детей о зиме, признаках зимы, обогатить словарь с помощью прилагательных, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие, учить использовать знания в играх, воспитывать любовь к родной природе, литературному творчеству.
Ход
Перед детьми изображение домика с закрытым окошком.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать что, спряталось за закрытыми ставнями домика? Тогда давайте отгадаем загадку и узнаем, о чём мы с вами будем беседовать на занятии.
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла … (Зима.)
Отрываются ставни у домика, а за ними картина с зимним пейзажем.
Воспитатель уточняет у детей: Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. А какой месяц называют серединой зимы? Чем нас радуют зимние месяцы? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, сбылась ли мечта ребенка: «Уж теперь не будет спору: за салазки да и в гору.» Откуда мы узнали о нем? (Из стихотворения Афанасия Фета «Мама, глянь-ка из окошка».) Давайте прочитаем его. (Дети читают наизусть стихотворение А. Фета, разученное ранее)
Воспитатель продолжает: Зимой, когда кругом белым — бело, на деревьях кружева из инея или сказочные шубы, сердце замирает от такой красоты. Стихи о начале зимы, о ее царствовании тоже очень и очень хороши. Послушаем?
Педагог читает отрывок из стихотворения: И. Никитина «Встреча зимы»
Спрашивает у детей, запомнились ли им какие-нибудь строчки? Зачитывает их.
- Сейчас я предлагаю подумать и сказать, а какой же самый главный признак зимы. (Снег)
- Все верно. Давайте поиграем с этим словом. Игра называется «Доскажи словечко». Я вам буду читать стихотворение, а вы будете добавлять слова, которые подходят по смыслу.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки -
Серебристые… (снежинки)
На поселке, на лужок
Все снижается. (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка -
Это девочка… (снегурка)
На снегу - то, посмотри? -
С красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег)
Воспитатель: Давайте повторим слова, которые вы назвали. (Ответы детей) Как оказывается много родственников у слова «снег»! Скажите, а каким бывает снег? (Ответы детей)
Воспитатель: Все верно, снег бывает разным.
Игра «Назови ласково»
Зима - Зимушка.
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Горка – горочка
Снежинка - снежиночка
Ветер – ветерок
Холод - холодок
Лёд – ледок
Санки - саночки
Снеговик – снеговичок
Метель - метелица
Малоподвижная игра «Метелица»
Метелица, метелица (свободно разбегаются врассыпную)
Снег по полю стелется (плавные движения руками)
Кто кружится, вертится (легко кружатся)
Тот заметелится (приседают на последнее слово)
Как вы думаете, что изображено на этой картине? (Снегопад)
Снегопад — один их самых красивых и долгожданных зимних явлений. Для чего нужен снег зимой? Ответы детей (Снег укрывает все живое, сохраняя от холода до весны.)
Воспитатель: Посмотрите на следующую картину, какое природное явление изображено? (Метель) Как вы определили, что это метель? Ответы детей.
Воспитатель продолжает: Метель - от слова «метет». Когда снега валит много и он сыплется с неба, словно его реально кто-то на небе метет огромными ковшами. В настоящую метель ничего не видно. Сплошной белый снег. Давайте мы с вами изобразим с помощью голоса, как завывает метель. (Дети хором произносят звук «У» сначала тихо, а потом громко).
Воспитатель: Как вы думаете, а как называется это явление? (Поземка)
Оно называется поземка. Это когда ветер переносит снег на небольшой высоте, он стелется как бы по земле. От этого и произошло слово «поземка». Предлагаю изобразить, как шуршит поземка.
(Дети хором протяжно произносят звук «Ш».)
Воспитатель: Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (Иней)
В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.
Воспитатель: Как называются расписные окна зимой? (Зимние узоры)
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры.
Предлагаю вам повторить названия этих природных явлений.
Физ. минутка «Зима» (движения согласно тексту)
Мы зимой в снежки играем.
По сугробам мы шагаем.
И на лыжах мы бежим.
На коньках по льду скользим.
И снегурку лепим мы.
Гостью – зиму любим мы.
Воспитатель: Зима прекрасное, сказочное время года. Много хороших стихов о зиме написано русскими поэтами. Послушайте несколько. А. С. Пушкина «Зима, крестьянин, торжествуя.» С. Есенин «Поет зима, аукает» «Кот поет, глаза прищуря» А. Фет
Воспитатель: Ребята, кому какое стихотворение понравилось? Какие строки? Ответы детей.
Воспитатель: Длинными зимними вечерами, под завывание метели хорошо послушать сказки, спеть песни, почитать стихи о зиме. Кто знает стихи о зиме, расскажите. Дети читают стихи. (2-3 стихотворения).
Воспитатель: Посмотрите на картины и скажите, что изображено на них? Ответы детей
Воспитатель: Все верно, на всех картинах изображены зимние пейзажи. Подойдет ли одна из картин к стихотворению «Белая береза» С. Есенина? (Дети выбирают пейзаж с березой.)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что мы сегодня с вами делали? Кто запомнил, какими словами поэты описывали зиму? Какая бывает зима? (Ответы детей)
(Снежная, морозная, белоснежная, холодная и т. д.)