Татьяна Андронова
Конспект по ознакомлению со здоровым образом жизни у дошкольников «Малыши — Крепыши»
«Малыши – Крепыши»
по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников
Цель подпрограммы: Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Направленность подпрограммы: Подпрограмма «Малыши - Крепыши» – комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников от 3 до 7 лет. Основное содержание работы с детьми по подпрограмме строится по нескольким направлениям:
Культурно-гигиенические навыки
• Чистота – залог здоровья;
• Строение тела, правила ухода за ним;
• Культура питания;
Публикация «Конспект по ознакомлению со здоровым образом жизни у дошкольников „Малыши — Крепыши“» размещена в разделах
• О себе хочу все знать!;
• Движение – это жизнь!
Предполагаемые результаты реализации подпрограммы
В результате поэтапной, систематической, работы с детьми, родителями, педагогами:
Повысится уровень представлений о ценности здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами;
Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о ценности здорового образа жизни в повседневной жизни на 36%;
Повысится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях по вопросам здорового образа жизни на 40%;
Повысится педагогическая компетентность родителей о факторах здорового образа жизни до 80%.
Пояснительная записка
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области. В личностно-ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта – наиболее ценного для его развития.
Ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.
Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающий педагогический процесс КГБУСО – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в КГБУСО.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Не случайно в Приказе Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 – одной из пяти образовательных областей является образовательная область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование представлений о здоровом образе жизни.
Применение в работе КГБУСО подпрограммы повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку; формирует положительные мотивации у педагогов КГБУСО и родителей детей.
Цель подпрограммы: всестороннее развитие личности ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Задачи подпрограммы:
формировать представление детей об основных принципах здорового питания, полезных продуктах.
Формировать представление детей о правилах столового этикета.
Формирование навыков разумного поведения, умения адекватно вести себя в разных ситуациях.
Формировать потребность в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье.
Использовать проектно-исследовательскую деятельность с детьми для более углубленного раскрытия отдельных тем.
Воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.
Основные принципы
Принцип системности – занятия проводятся каждый день, их продолжительность составляет от 10 до 20 минут (в зависимости от возраста детей).
Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников (до 5 лет – наглядно-действенное, после 5 лет – наглядно-образное).
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Природосообразности – определение содержания, формы, средства и стиля взаимодействия с каждым ребенком на основе личностного знания о нем.
Особенности подпрограммы
Подпрограмма «Малыши - Крепыши»посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического, психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Подпрограмма рассчитана для работы с детьми от 3 до 7 лет. Занятия содержат познавательный материал, соответственно возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительными минутками, упражнениями для осанки и др., необходимыми для развития навыков ребенка, которые закрепляются в повседневной жизни. В занятия включены не только вопросы физического развития детей, но и вопросы духовного здоровья. Дети учатся любви к себе, людям, к жизни.
На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Подпрограмма имеет 2 направления:
1 – психологическое, связанное с изменением сознания и психическим здоровьем.
2 – практическое, т. е. выработка умений и навыков здорового образа жизни.
В целом подпрограмма имеет также духовно-нравственный аспект:
воспитание положительных навыков и привычек: доброты, заботливости, гостеприимства, чуткости, доброжелательности, готовности помочь больному товарищу; воспитание таких волевых качеств, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей;
воспитание бережного отношения к природе.
Подпрограмма построена на основании современных научных представлений о психическом и физическом развитии ребенка данного возраста. В нем несколько уровней погружения ребенка в проблему человека и его здоровья.
Первый уровень – информативный.
Обращаясь к детям, воспитатель сообщает необходимые сведения о еде, образе жизни, об одежде и элементарной гигиене тела и жилища, о том, как правильно заниматься и отдыхать. Детей знакомят с темами, связанными с миром, природой, со всем живыми живущим, а также правилами безопасности и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
Второй уровень – это уровень развития сознания ребенка на основе полученных знаний.
Разговор о нем, о его трудностях, привычках, о том, как помочь самому себе, как узнать себя, как стать здоровым и как сохранить здоровье. Воспитатель учить ребенка быть внимательным к себе, своему состоянию и настроению.
Для уточнения своих знаний, для их активного использования, а также для самопроверки и самоисследования детям предлагаются различные игры и задания. Но ведущей формой организации детей является ролевая игра.
Конечная цель подпрограммы – выработка осознания необходимости здорового образа жизни.
Основные шаги по реализации подпрограммы
Подпрограмма состоит из двух блоков: блок «Здоровье» и блок «Безопасность», и рассчитана для работы с детьми от 3 до 7 лет. В группах в течение месяца проводится воспитательно-образовательная работа по определенной теме. Одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Материал данной программы реализуется во время непосредственно образовательной деятельности, и во время образовательной деятельности, организованной в режимных моментах – в утренние и вечерние часы и на прогулке. Предлагается разнообразная форма организации детей.
Непосредственно образовательная деятельность
Объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, дидактические игры, моделирование ситуаций, использование современных образовательных технологий, просмотр специальных фильмов и мультфильмов.
Специально организованная деятельность
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т. д.);
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками);
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;
- оздоровительный бег, босохождение;
- динамические паузы;
- бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);
- гимнастика пробуждения;
- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, солнечные ванны);
- массаж;
- рациональное питание;
- психологическая поддержка;
- проектная деятельность;
- оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, спортивных уголков в группах.
Совместная деятельность детей и воспитателя:
Наблюдения на прогулке, ситуации, общение, дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирования, тематические досуги, развлечения, индивидуальная работа по здоровьесбережению, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.
Интеграция с другими образовательными областями
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей
• дидактические игры
• рассматривание иллюстраций
• сюжетные игры
В подпрограмме представлены игры, ситуации, общение, и перечень художественной литературы. Данный перечень используется по усмотрению воспитателя с целью закрепления знаний и осуществления личностно-ориентированного подхода.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, как увлекательная проблемно-игровая деятельность, делая акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении определенных ситуационных задач. Решая проблемные ситуации, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому, с одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Используются ситуационные задачи разных типов. Это и построение задач на основе программного содержания по разделам, и создание практико-ориентированных задач, требующих экспериментирования и прикладных действий детей. А также задачи из реальной жизни, задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале.
Условием интеграции становится насыщение разных видов детской деятельности (игра, экспериментирование, познание, общение) информацией о культуре здоровья и об основах здорового образа жизни с последующим формированием на этой базе эмоционально - положительного отношения к данному процессу.
Подпрограмма пронизывает все виды деятельности дошкольника, и осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Практическая значимость подпрограммы заключается в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья; формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье. Также практическая значимость ее заключается в том, что она способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества детей.
Для более углубленного раскрытия отдельных тем воспитатели используют проектную деятельность в соответствии с возрастными особенностями детей и их проблемами. Все направления проекта объединяет игровой метод, который придает воспитательно – образовательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Для осуществления программы необходим специально подобранный материал, оборудование, специально организованная предметно-развивающая среда. Необходимо привлечь к решению этой проблемы родителей для более сконцентрированного внимания их к использованию полезных и здоровых продуктов в своем рационе, объединить усилия центра и семьи по формированию у детей и взрослых основ здорового образа жизни и правильного питания.
Только в этом случае реализация проекта будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, воспитанию здорового образа жизни. Выраженная субъективность дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и развития детей.
Формы и режим занятий
Подпрограмма предназначена для детей 3-7 лет и рассчитана на 3 месяца обучения. Обучение осуществляется во всех видах деятельности детей - от 10 до 20 минут в группах дошкольного возраста.
Учебный процесс по программе организован в форме занятия по обучению, закреплению и проверке изученного:
викторины,
конкурсы,
выставки,
развлечения,
уроки экспериментирования.
Формы организации учебного процесса:
-коллективный
-индивидуально-групповой
Методы и формы обучения
Подпрограммой предусматривается использование традиционных, инновационных форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются:
Словесный (рассказ, беседа, диалог)
Метод наблюдения (зарисовка, рисунки)
Практические задания (упражнения на логику)
Наглядный (таблицы, иллюстрации, мультимедийные презентации)
Используются элементы различных инновационных технологий:
1. Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника, является главной сферой общения детей.
2. Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы)
3. Метод программированного обучения ( линейное программирование: выбор между правильным и неправильным; разветвленное программирование: выбор одного ответа из нескольких, алгоритм – система)
4. Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение)
5. Элементы здоровьесберегающих технологий.
Тематический план занятий
Раздел Тема занятий
1. Я и КГН Личная гигиена
Мой нос
Микробы
2. Я и ЗОЖ Режим дня
Здоровая пища
3. Я и спорт Спорт – это здоровье
Ожидаемый результат
Результатом освоения подпрограммы «Малыши - Крепыши» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни. Это ребенок, который: имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом. Знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни;бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;
осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т. д.
Имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
Запоминание и воспроизведение учебного материала
-Знание строения организма
-Значение органов
-Знание и выполнение системы закаливания и первичной профилактики заболеваний
-Умение взаимодействовать с окружающей средой и правильно вести себя в экстремальных ситуациях
Используемая литература
Авдеева Н. Н. и др. Безопасность СПб, 2002
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н. Новгород, 1999.
Алямовская В. Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях : проблемы и пути оптимизации. М., 2001.
Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
Баль Л. В., В. В. Ветрова Букварь здоровья Учебное пособие для школьного возраста М. : ЭКСМО, 1995
Белая К. Ю. и др. Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М. : ТЦ Сфера, 2007
Волчкова В. Н., Н. В. Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж,2001
Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2007
Голицына Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. М., 2007
Голицына Н. С. Твои возможности, человека
Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007
Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир».
Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов. М., 1996.
Здоровый дошкольник : Социально-оздоровительная технология 21 века. -М. : АРКТИ,2000
Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях : проблемы, пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. -М. : ГНОМ, 2001.
Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М. : Медицина, 1989
Козлова С. А., О. А. Князева, С. Е. Шукшина Программа «Я – человек», 1999
Макиняева М. Р. и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М. ,1999,с. 12,76
План-программа образовательно-воспитательной работы по программе «Детство»
Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образователь-ного процесса в ДОУ ч. II, c. 18
Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста М. ,2005
Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
Щипицына Л. М. и др. Азбука общения. СПб. 1998