казакова юлия
Здоровьесберегающие технологии в развитии речи
Здоровьесберегающие технологии в развитии речи.
Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровье укрепляющая составляющие. Дошкольное учреждение является первым звеном непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагающего выбор форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель здоровье сберегающих технологий – формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья как одного из ценностных составляющих способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения дошкольной образовательной программы, а также воспитание валеологической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, и безопасного поведения. Здоровьесберегающие технологии включают коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи. Существует четыре основных вида здоровьесберегающих технологий
• медико-профилактические технологии,
• физкультурно-оздоровительная деятельность,
• социально-психологическое благополучие ребенка,
• технологии валеологического просвещения родителей,
• здоровьесберегающие образовательные технологии.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у младших дошкольников. Мы выделили одно из направлений в совместной работе учителя – логопеда и воспитателя - профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей 2 – 4 лет. Е. Н. Краузе, Е. А. Пожиленко и другие специалисты выделяют следующие причины возникновения речевых нарушений:
• слабость мышц артикуляционного аппарата;
• избирательное нарушение фонематического слуха;
• неблагоприятное речевое окружение;
• недоразвитие речевого дыхания;
В своей практической деятельности, для решения проблемы профилактики речевых нарушений у детей нами применяются такие компоненты здоровьесберегающих технологий как :
1. Пальчиковая гиснастика с элементами Су Джок терапии.
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Цели Су-джок терапии:
-нормализовать мышечный тонус;
-опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга
Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. Все это позволяет активизировать защитные функции организма и стимулировать речевые области коры головного мозга.
2. Эмоциональные разрядки, релаксации.
Целью упражнений является научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться. Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые. Даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Методически процесс обучения расслаблению условно делится на три этапа:
1-ый этап – мышечных успокоений по контрасту с напряжением;
2-ой этап – мышечных успокоений по представлению; внушение покоя и расслабленности;
3-ий этап – внушение мышечного и эмоционального расслабления, введение формул правильной речи.
3. Психогимнастики.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Цели психогимнастики:
• преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
• снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
• создание возможности для самовыражения;
• развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
4. Арттерапия.
Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т. д.). Виды арт-терапии для дошкольников: изотерапия, цветотерапия, песочная терапия, фототерапия, игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. НОД строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей
5. Песочная терапия.
В профилактической и коррекционной работе над речевыми нарушениями помимо традиционных методов применяются и нетрадиционные. Таким примером служат игры с песком. С помощью этой нетрадиционной методики решается множество коррекционных задач. Являясь доступной каждому ребёнку, этот вид игровой деятельности, помогает и в решении задач психологического и психического развития : способствует стабилизации эмоционального состояния, моделированию проблемных ситуаций и способов их решения, что в свою очередь ведёт к развитию речи. Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек. Нами часто используются игры, предлагаемые Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»
6. Информационно-просветительские формы работы с родителями включают в себя анкетирование, беседы, конкурсы по различной тематике, информационные папки-передвижки, тренинги, дискуссии, консультирование с использованием информационных технологий.
Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств, в коррекционнойи профилактической, работе с детьми.
Только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приёмов в профилактической и коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры.