наталья веретенникова
Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук
▼ Скачать +Заказ
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка»
Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук
Веретенникова Н. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка»
Губкин, 2014
Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду.
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.
Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Контроль над состоянием здоровьем детей - основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.
К сожалению, в практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. В процессе работы воспитателя возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Организуя работу по развитию речи, я ставлю перед собой следующие задачи:
1)Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2) Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого дошкольника.
3) Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4) Развивать точные, сложнокоординированные движения руки.
5) Развивать речь детей.
6) Развивать внимание, воображение, память, мышление детей.
7) Обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, расширять знания детей по основным лексическим темам.
В процессе своей работы опираюсь на следующие принципы и методы:
• принцип комплексного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.
• принцип систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений.
• принцип от простого к сложному – от простых игр переходим к более сложным.
• принцип личностно-ориентированного подхода к детям – работать, как с группой детей, так и индивидуально.
• принцип оздоровительной направленности.
Учитывая всё вышесказанное, в своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты :
• артикуляционная гимнастика,
• упражнения дыхательной гимнастики,
• речевые игры с движениями,
• пальчиковые игры,
• игры на развитие мелкой моторики,
• гимнастика для глаз,
• различные виды развивающего массажа (самомассаж лица, кистей и пальцев рук, мимические упражнения,
• физкультминутки,
• динамические паузы,
• оригами
Использование перечисленных методов, способствует более организованной и продуктивной работе не только над звукопроизношением, это также повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально-положительной, здоровьесберегающей обстановки на занятии.
Большое влияние на укрепление здоровья ребенка оказывают игры и упражнения на развитие тонкой моторики детей. Известно, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Поэтому пальчиковые игры, по сути, трудно переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу головного мозга.
Доказано:
• Речевой и двигательный центры в головном мозге находятся рядом, и, развиваясь, стимулируют друг друга.
• Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой мускулатуры пальцев.
• Простые движения пальцев снимают усталость и напряжение.
• Стимулирование акупунктурных точек кистей рук оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.
Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, выкладывание и перекладывание палочек, шнуровка и многое другое. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма в дальнейшем (Показ слайдов).
Данные игры позитивно влияют на развитие мелкой моторики, оздоровление и нормализацию общего тонуса организма, развивают компенсаторные возможности мышечного чувства, учат детей рациональному использованию зрительного восприятия.
Результат:
- развитие памяти, внимания, мышления, речи
- обретение уверенности в себе
- развитие навыков самоконтроля
- общее оздоровление организма.
Игры по развитию мелкой моторики проводится систематически, ежедневно. Увлекательные упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, активизируют мыслительную деятельность, готовят детей к образовательной деятельности.