Закомалдина Джамиля Закировна
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по использованию приёмов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.
Цель технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, все это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Также наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И. С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга — центрального органа речевой функции. Подобные отклонения так или иначе скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.
И только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи, затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире.
В процессе коррекционной работы у педагогов возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты:
- Артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щёк, челюстей, языка, губ, неба)
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад.
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад.
- Дыхательная гимнастика. Это комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков. Дыхательные упражнения вскоре соединяются с голосовыми, которые направлены на развитие мягкости и гибкости голоса (силы и достаточной высоты).
Формируем умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе.
Для преодоления твердой атаки голоса (формирования мягкости) используем пропевание гласных на одном тоне, с повышением и понижением голоса, с усилением и ослаблением силы (громкости) голоса.
Комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений зрения.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.
Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.
Зрительная гимнастика используется: - для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз - для укрепления мышц глаз - для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях). Для развития глазо-двигательной функции, мы используем упражнения на развитие прослеживающей функции глаз, и включаем в свою работу различные сказочные лабиринты. Это также помогает в развитии зрительного внимания, мелкой моторики.
Развитие общей моторики.
Значительная часть дошкольников с нарушением речи имеют плохую координацию:
-дети выглядят моторно неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку;
- имеют повышенную двигательную истощаемость;
-сниженную двигательную память и внимание.
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия.
Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические группы.
Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев кистей рук, нарушения мелкой моторики. Затруднена координация движений (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, при работе с ножницами и т. д.) Развитию мелкой моторики пальцев рук на занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук.
На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Ухо-нос-хлопок", а также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты: - снижение уровня заболеваемости; - повышение работоспособности, выносливости; - развитие психических процессов; - улучшение зрения; - формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки; - развитие общей и мелкой моторики, - повышение речевой активности; - увеличение уровня социальной адаптации.
Применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.