Ирина Бурховецкая
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика и физические упражнения
должны прочно войти в повседневность
каждого, кому дороги работоспособность,
здоровье, полноценная и радостная жизнь.
Гиппократ
Дошкольный возраст наиболее важный период, в процессе которого формируется личность человека.
Статистика в отношении состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что количество полностью здоровых детей снижается. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Практически 90% дошкольников имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, слабость мышц брюшного пресса, не оптимальность соотношения статических и динамических движений. Невротические проявления наблюдаются у 20-30% детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Что такое здоровье сберегающие технологии?
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья в детском саду.
Цель здоровье сберегающих технологий в детском саду - это высокий уровень здоровья ребёнка, получение знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
У нас в детском саду была разработана «технология здоровье сбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья ребят при помощи доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение накапливания знаний о ЗОЖ.
3. Взаимодействие семьи, педагогов и самих детей в целях укрепления их здоровья.
Виды здоровье сберегающих технологий
Виды здоровье сберегающих технологий мы осуществляем в таких формах, как - медико-профилактическая деятельность.
Их задачи:
- мониторинг здоровья детей и разработка рекомендаций по укреплению детского здоровья;
- организация и контроль физического развития, закаливания, питания детей;
- профилактических заболеваний (например, полоскание горла противовоспалительными травами);
- обеспечение здоровье сберегающей среды.
Полностью вся деятельность по физическому воспитанию детей в детском учреждении осуществляется с учётом их физических способностей
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей.
Задачами этой деятельности является -
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- развитие физических качеств;
- оздоровление средствами закаливания;
- контроль двигательной активности.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется учителем по физической культуре на физкультурных занятиях, а также воспитателями в форме динамических пауз, физкультминуток, и др. ;
Основными технологиями обеспечения социально-психологического благополучия ребенка является – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения с другими детьми и взрослыми в детском саду, хорошее настроение наиболее важно для их здоровья.
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов.
На повышение уровня здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь режим жизни ребёнка в детском саду, внимательное отношение к нему воспитателей, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого подопечного.
Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными воспитателями ребенка являются его родители. Настроение ребенка, а в следствие и состояние его здоровья, прежде всего, зависит от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют взрослые здоровью ребенка.
Информационно-просветительская деятельность.
В целях взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мы проводим различные мероприятия: спортивные праздники, родительские собрания, консультации, беседы.
Здоровье сберегающие образовательные технологии.
Этот вид деятельности направлен на воспитание культуры здоровья, детей, целью которой является осознанное отношение ребенка к жизни и здоровью, умений беречь его.
Проведение занятий с воспитанниками о соблюдении режима дня, о значении соблюдения гигиены и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления позволяют детьми приобретать навыки культуры и здорового образа жизни.
Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении
В нашем детском саду каждый день во всех возрастных группах проводятся несколько форм физического воспитания детей.
Особое внимание уделяется проведению различных закаливающих процедур, при обязательном соблюдении главные принципов закаливания:
Проводится закаливание только при условии, что ребёнок здоров.
Нельзя проводить закаливание, когда ребёнок испытывает отрицательные эмоции, например, страх, плачет или чем-то обеспокоен.
Также обязателен учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Интенсивность закаливающих процедур увеличиваем последовательно и постепенно.
Закаливание проводится не от случая к случаю.
Для наибольшей эффективности закаливания мы обеспечиваем:
-гигиенические процедуры - полоскание рта после каждого приёма пищи;
-правильно подбираем одежду для детей;
- жесткое соблюдению режима прогулок в разные времена года.
- организацию теплового и воздушного режима в помещении;
-хождение босиком.
Прогулка – это одно из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни. Для наибольшего эффекта от прогулок, мы меняем последовательность видов деятельности, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. В холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка - это время, когда дети могут в наибольшей степени реализовать свои двигательные потребности.
Подвижная игра направлена на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, позволяет развивать познавательный интерес, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности.
Ещё мы используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, метание, упражнения на полосе препятствий, прыжки.
Особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем саду придаётся развитию движений и физической культуры на занятиях по физкультуре. И конечно, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- детей младших групп учат ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;
- детей средних групп - развивать физические качества, прежде всего, выносливость и силу;
- детей старших групп – развивать потребность в движении, двигательные способности и самостоятельность.
Важным компонентом укрепления здоровья детского организма является утренняя гимнастика.
Выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует выделению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с гимнастики. Зарядка постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, усиливает кровообращение, укрепляет дыхание.
Сопровождающая движения музыка создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему детей.
Утренняя гимнастика проводится до завтрака, в течение 10–12 минут в помещении или на воздухе (в зависимости от погоды). В течение утренней гимнастики форточки должны быть открытыми, а дети занимаются в физкультурной форме и босиком.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах, обязательно проводится двигательная разминка, целью которой является предотвращение утомления детей, снятие эмоционального напряжения во время занятий.
Игровые упражнения, используемые в разминке, знакомы детям, просты по содержанию, не длительны по времени (не более 10-12 минут, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
С целью предупреждения утомления на занятиях в детском саду проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию внимания и памяти.
Физкультминутки проводят воспитатели во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. Длительность их составляет 3-5 минут.
Каждый день проводится гимнастика после дневного сна, которая направлена на улучшение настроения детей, поднятие мышечного тонуса, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут.
Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего действия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.
Пробежки по массажным дорожкам сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1,5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.
Дыхательная гимнастика - от правильного дыхания во многом зависит здоровье ребенка, его умственная и физическая деятельность.
Детям дошкольного возраста необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях.
Стимуляция БАТ. Точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, трахеи, гортани, бронхов и других органов.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.