Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда

Ольга Петровна Пак
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда

Дошкольники с ОВЗ испытывают большие затруднения в звукопроизношении, формировании фразовой речи, дыхательной, мимической, артикуляционной, мелкой м общей моторики, слухового внимания, восприятия, фонематических процессов и социализации. Здоровье таких детей ослаблено, у них часто возникают простудные заболевания, соматические нарушения. После которых трудно восстановиться, поэтому важно вызывать у них желание заниматься здоровьесберегающими технологиями.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда» размещена в разделах

Рассмотрим игры и упражнения с использованием названных технологий.

Самомассаж и массаж.

Самамассаж мячиками су-джок.

Игра «Прокати шарик-ёжик и пропой песенку звука».

Продемонстрируйте детям шарик су-джок, предложить подержать его в руках, назвать и рассмотреть картинки (кукла плачет, поезд едет, конь ржёт).

- У вас есть ладошки – «дорожки». Ёжики сейчас побегут по ним.

Покатать шарики су-джок по ладони.

- Кладём «ёжика» на «дорожку» и прикрываем его ладошкой, катаем его между ладонями и поём песенку. Как Маша поёт? Споём вместе с ней.

Дети вместе с логопедом произносят : «О-о-о».

Показать картинку, на которой изображена плачущая кукла. Как она плачет?

Дети широко открывают рот и произносят: «А-а-а!», одновременно катая шарик по ладони вперёд-назад.

- А теперь изобразите, что едет поезд. Как он гудит?

Дети вытягивают губы трубочкой и произносят: «У-у-у!», одновременно катая шарик по ладони вперёд-назад.

- А теперь изобразите, как ржёт конь.

Дети растягивают губы в улыбке и произносят: «И-и-и!», одновременно катая шарик по ладони вперёд-назад.

- Молодцы, ребята!

После выполнения каждого задания логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.

Игра «Спрячь ёжика в ладошке».

Дети попременно сжимают ладонь с шариком («ёжик спрятался») и разжимают её («ёжик появился», одновременно произнося текст:

Вот мой шарик – милый ёжик,

Прячься ты в моей ладошке,

А потом вдруг появись,

Детям всем ты покажись!

Массаж кольцами.

Самомассаж проводится индивидуально или в паре. Логопед надевает массажное кольцо на каждый палец ребёнка. Дети двигают их вверх-вниз.

Ёжик ходит по лесам,

По лесным тропинкам,

Протоптал немало стёжек

Наш колючий умный ёжик.

Дедушка-ежок

Пошёл на бережок.

Там растаял снежок,

Заливает лужок.

Там промочишь ножки

И свои сапожки.

Самомассаж рук и лица куклами мочалками.

Дети и логопед надевают куклы-мочалки на руки и выполняют движения в соответствии с текстом:

Говорить хочу красиво,

Вот мочалка – это диво!

На руку её надену

И начну работать с нею.

Вот утёночек забавный,

Помоги-ка мне разок.

Растираю ушки сильно,

Щёчки и макушку,

Лоб и шею, пальцы рук –

Настоящий ты мой друг!

Зайчик, кошечка, утёнок,

Поросёнок и мышонок

Помогают нам трудиться,

Говорить и не лениться!

Нужно «варежки» надеть

И немного потереть.

Лобик трём и подбородок,

Нам на всё хватит силёнок!

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бвссейне».

Этот самомассаж способствует развитию тактильного восприятия.

Игровое упражнение «Кто спрятался на дне?».

Ребята опускают кисти рук в «сухой бассейн» (контейнер, наполненный крупами или фасолью и горохом).

- Испупаем руки в «сухом бассейне» и найдём того, кто спрятался на дне. Как вы думаете, что нужно для этого сделать? (Ответы детей).

Логопед читает текст, показывает движения, дети повторяют их.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем юез затей.

- нужно опустить пальчики в «басейн», пошевелить ими, сжимать и разжимать кулаки.

- Поиграем? Итак, что вы нашли?.

Пальчиковая игра «Тесто».

Логопед произносит текст, дети выполняют движения.

Месим, месим тесто,

Дети опускают кисти рук в «сухой бассейн», сжимают и разжимают пальцы рук, изображая, как месят тесто.

Будет в печи место.

Будут – будут из печи

Булочки и калачи.

Сжимают кулаки, затем соединяют ладони.

Игровое упражнение «Лодочка».

Дети соединяют ладони обеих рук «ковшиком», оттопырив большие пальцы («парус»). Делают скользящие движения по поверхности «сухого бассейна», проговаривая стихотворение, сначала в медленном темпе, потом с ускорением.

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

Игровое упражнение «Повар».

Логопед произносит текст, дети выполняют движения.

Варим, варим, варим щи!

Дети выполняют круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё.

Щи у Маши хороши!

Поднимают большой палец правой руки вверх.

Игровое упражнение «Стираем платочки».

Логопед произносит текст, дети выполняют движения.

Мама и дочка стирают платочки.

Дети плавно выполняют движения ладонью по дну «сухого бассейна» вперёд-назад, растопыривают и сжимают пальцы, имитируя стирку.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Сжимают кулаки.

Ох, немножечко устали.

Разжимают кулаки, опускают руки.

Самомассаж кистей и пальцев рук ребристыми карандашами.

Логопед произносит текст, дети выполняют движения.

Карандаш я покачу

Дети кладут карандаш между ладонями и катают его вперёд-назад, влево-вправо.

Вправо-влево как хочу!

На ладошку положу

И вперёд я покачу.

Самомассаж пальцев рук «крабиками» для волос.

Логопед предлагает детям рассмотреть и потрогать плассмасовые «крабики» для волос разного цвета.

Я на пальчик надавлю,

Дети прицепляют «крабик» на палец.

«Крабиком» его прижму,

Один, два, три, четыре, пять –

Снимают его с пальца.

Я игру начну опять.

Самомассаж ладоней с использованием тренажёра «Дорожки».

Тренажёр «Дорожки» представляет собой пластину, на которую нашиты деревянные кольца от разобранных счётов разного размера и плассмасовые фломастеры разного цвета без стержней.

Логопед предлагает детям «прогуляться» по лесной «дорожке» своими ладонями. Логопед читает текст, дети водят ладонями по тренажёру.

По лесной дорожке

Мы ведём ладошки.

Прогуляемся немножко

И вернёмся мы с лукошком.

Раз, два, три, четыре, пять –

Я иду домой опять.

Самомассаж пальцев с использованием тренажёра «Карусель».

Тренажёр «Карусель» представляет собой плассмасовую стойку белого цвета, на которую нашиты атласные ленточки разного цвета со счётными палочками на конце. Дети берут счётную палочку и закручивают ленточку вверх, закрепляют её прищепкой.

Затем они убирают прищепки с ленточек, раскручивают их.

Логоритмика.

Логоритмическое упражнение «Мы – весёлые ребята».

Мы – весёлые ребята,

Дети ходят на носках в среднем темпе

Называйте нас бельчата.

Любим прыгать и скакать,

Прыгают и скачут.

Любим шишки собирать!

Наклоняются вперёд и в стороны, руки на поясе.

Мы – весёлые ребята,

Ходят в глубоком приседе.

Называйте нас ежата.

Ёжик, ёжик шёл, шёл

И грибок нашёл!

Он присел, попыхтел

Приседают, произносят: «Пых!»

И грибочек он весь съел.

Мишка шёл, шёл, шёл,

Ходят, переваливаясь из стороны в сторону

В гости к зайке он зашёл,

Посидел, посмотрел

Приседают, поворачивают голову в сторону.

И домой захотел.

Встают, выполняют обычную ходьбу.

Динамические паузы.

Динамические паузы проводятся во время занятий по мере утомляемости детей. Их продолжительность составляет 2-5 минут. Во время их проведения используются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики.

Упражнение «На полянку мы пойдём».

Логопед произносит текст, дети выполняют движения.

На полянку мы пойдём

Дети ходят, взявшись за руки.

И цветов там наберём.

Дорожка коротка, узка,

Идём, ступая, мы с носка.

Ходят, наступая на носок.

По бревну мы пойдём

Ходят приставным шагом.

И присядем мы на нём.

Потом обходим деревца

Бегают «змейкой».

И пробежимся мы слегка,

А что собрали мы в лесу,

Всё мы вам покажем

И обо всём расскажем!

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно (продолжительность 5 мин.) в свободное время. В её ходе используются наглядный материал, показ педагога.

Логопед произносит текст, дети выполняют движения.

Растираем мы ладошки,

Чтоб погреть наши глаза.

Дети растирают ладони и кладут их на глаза.

Вправо-влево мы поводим,

Двигают глазами вправо-влево.

Вот и кончилась игра.

Дыхательная гимнастика «Весёлый ветерок».

Проводится в раличных формах оздоровительной работы, нормализует речевое дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, совершенствует произошеие звуков, работу артикуляционных органов (языка, губ, развивает голос, помогает сохранить высокую работоспособность.

Дети делают вдох через нос, выдох через рот (гуы вытянуты вперёд). На выдохе дуют на предмет или произносят заданный звук, слово, предложение.

Вдыхаю через нос,

Дую на кораблик.

И плывёт он по волнам

К моей милой маме.

Игры на координацию речи с движением.

Шнурование вызаных ковриков разноцветными шнурками.

Используются коврики из мягкой пряжи разных цвета и формы. Детям предлагается украсить их разноцветными шнурками. Дети под руководством логопеда берут шнурки и вдевают их в отверстия междй нитями. С каждым стежком проговариваются стихи:

С лягушонком я дружу,

Коврик я ему вяжу.

Раз стежок: «У-у-у!»

Два стежок: «А-а-а!»

«У-а, у-а!» -

Вот и кончилась игра!

Не ботинки я шнурую,

А шнурки я дрессирую,

Я шнуровку завяжу

И рисунок покажу.

Коррекционные технологии.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед произносит текст, дети выполняют движения.

Вот в лопатку превратился

Дети улыбаются и открывают рот.

И на губке развалился.

Кладут язык на нижнюю губу.

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся.

Улыбаются.

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Куклотерапия.

В коррекционной работе можно использовать различные куклы. Например, Лягушонка Ква-ка – мягкую игрушечную лягушку с языком и пальчиками как объект взаимодействия ребёнка и логопеда.

В ходе игр и упражнений применяются стихи:

Лягушонок может много

Язычком жучков ловить

И конечно, говорить:

«Язычок свой покажи

Влево, вправо поверни».

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно использовать в ходе просветительской, коррекционной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ и их родителями.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровье – самая великая ценность человека. Крепкое здоровье – главное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Вязаная игрушка «Лучок». Применение в практике логопедаВязаная игрушка «Лучок». Применение в практике логопеда Вязаная игрушка "Лучок" многофункциональна. Её использование решает несколько задач: - развитие мелкой моторики. Ребенок должен ухватить.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда
Опубликовано: 8 мая 2021 в 13:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Петровна Пак (УИ 345136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД