Капитан Елена
Здоровьесберегающие технологии в коррекционном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в коррекционном процессе.
Учитель-логопед НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»
Капитан Елена Юрьевна
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционном процессе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Специалисты медицины, физиологии, психологии и педагогики ведут поиск путей повышения эффективности оздоровительной работы.
Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям. По мнению ученых необходимо с концентрированность на детском периоде жизни, т. к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по само-рефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
И мы, взрослые, знаем, что ребенок сам не научится беречь свое здоровье, ему нужна наша помощь. Необходимы методы, приемы работы по этой проблеме соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения детей дошкольного возраста, современного общества. Здоровьесберегающие технологии — предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Результатом обучению и воспитания дошкольников являются новые знания, которые можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:
- формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей;
совершенствование практических навыков здорового образа жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-Применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
-- Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в коррекционной деятельности логопеда:
сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
обеспечение комфортных условий на протяжении нахождения ребенка с логопедом.
Виды здоровьесберегающих технологий в коррекционной деятельности :
медико-профилактические : осмотр медицинского персонала;
физкультурно-оздоровительные : развитие общей и мелкой моторики, развитие артикуляции, правильного вдоха и выдоха, зрительного гнозиса.
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Помимо здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей, логопед проводит мастер-классы с родителями по данной теме.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность коррекционного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях :
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя, связного высказывания – это цель логопедической работы.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становление навыков поведения, основ личностной культуры.
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
-развитие сенсорных и моторных функций;
-развитие интеллектуальных функций;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
-формирование черт гармонично развитой личности.
Здоровьесберегающие технологии, обеспечивают благоприятную психологическую и педагогическую обстановку, способствуют повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Виды здоровьесберегающих технологий,применяемых на коррекционных логопедических занятиях:
1. Пальчиковая гимнастика, которая сопровождается веселыми рифмовками. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова). На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
2. Дыхытельные упражнения. Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинён внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
3. Физминутки – это:
снятие усталости и напряжения;
внесение эмоционального заряда;
совершенствование общей моторики.
4. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
5. Гимнастика для глаз является профилактикой нарушений зрения, позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика.
6. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
7. Ароматерапия применяется для борьбы с утомляемостью и пофилактики респираторных заболеваний.
8. Создание благоприятного психологического климата в ходе коррекционных логопедических занятий позволяет повысить их эффективность.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшить эмоциональный настрой и повысить работоспособность младших школьников на логопедических занятиях, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Таким образом, учитель-логопед обеспечивает оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия, а безопасность педагогического процесса обеспечивают здоровьесберегающие технологии.
Литература:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. -М. ,2002.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. с. 21–28.
3. Величко О. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий,2013.—С. 49
4. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие (Текст) / Л. В. Гаврючина. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый малыш).