Ирина Татаринцева
Использование ИКТ в коррекционном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в коррекционном процессе
Информационно-коммуникационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста с патологией в развитии
Татаринцева Ирина Николаевна, старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 36, город Осинники
Галкина Наталья Александровна, учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 36, город Осинники
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Публикация «Использование ИКТ в коррекционном процессе» размещена в разделах
Необходимость использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога. Использование компьютерных технологий способствует привлечению малоактивных детей, делает скучный процесс более наглядным и интенсивным, активизирует познавательный интерес у ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Помогает реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в коррекционной работе.
С помощью современных технологий можно разнообразить скучный коррекционный процесс иллюстративным материалом, как статическим, так и динамическим (анимации, видеоматериалы, новыми дидактическими пособиями, преобразовать развивающую предметно-пространственную среду. Создание презентаций в программе Рower Рoint повышает эффективность совместной организованной деятельности с детьми и педагогическую компетенцию родителей в процессе проведения родительских собраний. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
Проводя занятия по коррекции тяжелых нарушений речи представляем информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре. И ребенок с удовольствием становится участником действия, происходящего на экране. Но, здесь должна быть дозированность: привлекая внимание детей движением, звуком, мультипликацией, нельзя перегружать материал ими. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее.
Используя в коррекционной деятельности компьютер, мы получаем преимущества:
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Задача педагога создать высокую динамику занятия для эффективного усвоения материала, развития памяти, воображения, творчества детей.
- обеспечение наглядностью, способствующей восприятию и лучшему запоминанию материала.
- слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь Педагог может смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
- ребенок решает проблемные задачи, получая поощрение самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. Задача педагога – создать ситуацию уверенности ребенка в себе, в том, что многое может. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
Одной из наиболее удачных и уже ставшей необходимой формой подготовки и представления материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Использование средств информационных технологий позволил сделать коррекционный процесс достаточно простым и эффективным. Средства мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, помогает достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творчество, открывает новые возможности. Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Поэтому, заменить живое общение педагога с ребёнком он не может и не должен.
Использование информационных технологий позволяет сделать коррекционный процесс достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.